Зеленский: Действия украинского МИД ставят под угрозу возвращение наших моряков
Глава Министерства иностранных дел Украины Павел Климкин не считал необходимым информировать президента ни о ноте МИД России относительно 24 захваченных моряков, ни об ответной ноте украинского внешнеполитического ведомства. Об этом заявил глава Украинского государства Владимир Зеленский.
Президент Украины Владимир Зеленский сообщил, что об обмене нотами между министерствами иностранных дел Украины и России по поводу исполнения Россией решения трибунала ООН по морскому праву узнал из интернета; по его словам, это недопустимо, поскольку ставит под угрозу возвращение из российского плена членов экипажей украинских военных кораблей. Об этом глава государства сказал на брифинге в Киеве 27 июня, передает корреспондент издания "ГОРДОН".
"Я президент Украины, напоминаю всем, особенно господину Климкину (министр иностранных дел Украины Павел Климкин. – "ГОРДОН"). Я в глаза не видел наш ответ на ноту РФ. Господин Климкин не считает необходимым обсуждать такие вопросы с президентом Украины. Это вопрос безопасности страны, жизни наших граждан. То, что является приоритетом любого президента, нравится он кому-то или нет. Как мне объяснили мои помощники, дипломаты, такие действия могут поставить под угрозу возвращение наших моряков", – заявил Зеленский.
Он утверждает, что заявления от имени государства по этой теме – компетенция президента, и Климкин не должен был обнародовать их без консультаций.
"Вчера был последний день, когда нам должны были вернуть наших моряков. У нас все есть – право есть, приговор есть, а моряков нет. Я готов и буду цепляться за что угодно, чтобы вернуть ребят домой. Предлагаю МИД направить ноту родителям моряков. Думаю, им будет очень интересно почитать, с точки зрения права, всех законов и виртуозной дипломатии", – сказал президент.
По его мнению, ответственность за происходящее в МИД лежит на Верховной Раде, которая 6 июня не поддержала отставку Климкина, а затем не стала рассматривать вопрос об уходе министра после того, как президент внес кандидатуру Вадима Пристайко для утверждения главой МИД.
25 ноября 2018 года РФ обстреляла и захватила в Черном море катера украинских Военно-морских сил "Бердянск" и "Никополь", а также буксир "Яны Капу", которые возвращались в Одессу после попытки пройти через Керченский пролив в Азовское море.
Российские силовики задержали 24 украинских моряка, позже их арестовали в крымских "судах" и перевезли в Москву. Троих раненых украинцев поместили в больницу следственного изолятора "Матросская тишина", остальных доставили в СИЗО "Лефортово". Сейчас все моряки находятся в "Лефортово".
Всем украинцам предъявили обвинения в незаконном пересечении границы РФ. Украина считает моряков военнопленными и требует отпустить их. В управлении верховного комиссара ООН по правам человека заявили, что украинские моряки, как военнопленные, должны находиться под защитой Женевской конвенции.
Украина обратилась в Международный трибунал по морскому праву, потребовав в качестве временных мер обязать РФ немедленно освободить моряков и корабли. Российская сторона отказалась от участия в слушаниях.
25 мая трибунал в Гамбурге обязал Россию немедленно освободить три задержанных украинских корабля, а также 24 задержанных моряка и позволить им вернуться в Украину. Решение было принято 19 голосами, против выступил только судья от РФ Роман Колодкин.
В министерстве иностранных дел России считают, что международный арбитраж не имел юрисдикции для рассмотрения инцидента.
Срок выполнения решения истекал 25 июня. В этот день, как сообщили в МИД Украины, от российского внешнеполитического ведомства поступила нота, которой Украине предлагалось предоставить письменные гарантии продолжения уголовного преследования украинских моряков в соответствии с российским законодательством. Как заявил адвокат моряков Николай Полозов, взамен на выдачу моряков РФ потребовала их дальнейшего участия в судебном процессе на территории оккупированного Крыма, тем самым понуждая де-факто признать юрисдикцию Российской Федерации над полуостровом. В украинском МИД назвали позицию Москвы неприемлемой.