Эксперты Киевского форума по безопасности предложили принципы, как сделать оборону успешной стратегией

В КБФ предложили элементы новой военной стратегии
Фото: Командування Об'єднаних Сил ЗС України / Facebook

Украина де-факто перешла в оборону, отмечают эксперты Киевского форума по безопасности, основанного фондом Арсения Яценюка Open Ukraine, на основании сообщений украинских военных командующих. Обзор экспертов о том, как сделать оборону успешной стратегией, опубликовала 19 декабря пресс-служба форума.

В обзоре отмечают, что один из командующих ВСУ – генерал Александр Тарнавский – подтвердил дефицит артиллерийских снарядов на фронте и заявил о сворачивании некоторых запланированных операций. О "снарядном голоде" в результате сокращения западной помощи (а также о нехватке FPV-дронов) уже писали украинские активисты и ведущие западные медиа.

Дефицит артиллерийских боеприпасов стал новым вызовом для сил обороны после того, как Украина не получила оружия для завоевания преимущества в воздухе, констатируют эксперты.

"Это фактическое начало перехода Украины к стратегии обороны в наземных операциях, которую ранее предложили главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный и один из его предшественников, отставной генерал Виктор Муженко. Очевидным следствием может стать сворачивание наступления на юге и в районе Бахмута, ведь наступление требует регулярной артиллерийской подготовки", – говорится в сообщении.

Авторы текста напоминают, что в аналитической записке военной разведки Эстонии предлагают стратегию, направленную на истощение России (а не на изгнание захватчиков). Эстонцы, в частности, отмечают, что для обеих сторон важны объемы и ритмичность поставок снарядов и ввод новых резервов, и советуют безвозвратно нейтрализовывать не менее 50 тыс. российских военных каждые полгода.

"Наземная оборона должна носить новый территориальный характер – проактивный и рациональный. В первую очередь можно вернуться к успешным тактикам: поэтапному отступлению на заранее подготовленные позиции (как в Северодонецке) и "мобильной войне" (как в Сумской и Черниговской областях весной 2022-го). Это актуально, поскольку Россия испытывает дефицит бронетехники", – предлагают в тексте.

Также, напоминают авторы, успешными были операции в Белгородской и Брянской областях, их следует регулярно повторять. В то же время нельзя допускать аналогичных действий врага, который как раз активизировал диверсионные действия в Сумской области.

Кроме этого, необходимо продуманное сооружение укреплений и минных полей по всем направлениям. Важным гражданским элементом оборонной войны должна стать более организованная во всех аспектах эвакуация мирного населения, считают эксперты.

"Воздушная война сохраняет свое ключевое значение. Необходимо ускорить предоставление Украине ракет всех видов и истребителей (кроме США, ориентируясь на Францию, Германию и Швецию) и производство собственного воздушного оружия. Сама по себе украинская тактика применения FPV-коптеров очень успешна и должна быть развита, как и тактика ударов дальнобойными дронами и переделанными ракетами по территории агрессора. То же касается и мобильных групп ПВО. В Украине появились новые технические решения для всех этих проблем", – отметили в КБФ.

В украинском тылу, по мнению экспертов, основными задачами являются реформирование системы мобилизации и милитаризация экономики и управления на основе прозрачности и эффективности. Экономика должна быть мобилизована для производства и закупки новых вооружений на рынке, где лидирует объективно частный бизнес.

Контекст:

Страна-агрессор РФ развязала войну против Украины в 2014 году, когда оккупировала Крым и части Донецкой и Луганской областей. 24 февраля 2022 года Россия начала полномасштабное вторжение в Украину с северного, восточного и южного направлений.

В апреле силы обороны изгнали оккупантов из северных областей Украины, осенью деоккупировали части Херсонской, Николаевской и Харьковской областей.

5 июня 2023 года в Минобороны Украины заявили, что на некоторых направлениях силы обороны перешли к наступательным действиям. Позже были сообщения о деоккупации населенных пунктов на востоке и юге.

1 ноября главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный опубликовал на американском сайте The Economist колонку и более детализированное девятистраничное эссе, посвященные ситуации, которая сложилась на фронте в Украине. В статье Залужного, в частности, говорится, что война на нынешнем этапе "постепенно переходит к позиционной форме", а затяжная война "создает огромные риски" для Украины. По оценке Залужного, сейчас уровень технологического развития обеих сторон таков, что для того, чтобы "выйти из тупика", необходимо что-то принципиально новое, что изменило бы ситуацию так же, как в свое время изобретение пороха.

Президент Украины Владимир Зеленский в интервью NBC News, опубликованном 5 ноября, заявил, что ситуация на фронте "действительно сложная", но не патовая. В конце того же месяца он признал, что Украина не достигла желаемых результатов контрнаступления. Он пояснил, что страна не получила всего необходимого ей оружия от союзников, а ограниченная численность ВСУ не позволяет вести быстрое наступление.

Российские оккупационные войска наступают по всему фронту на востоке Украины, заявил 10 декабря командующий Сухопутными войсками ВСУ генерал-полковник Александр Сырский. В то же время, по оценке The Wall Street Journal, украинским силам нужно восстановление и Украина не сможет организовать новое серьезное контрнаступление до 2025 года.

Издание The Economist 13 ноября писало, что западные чиновники все чаще говорят о том, что война, развязанная Россией против Украины, может продолжаться еще пять лет в ситуации, когда ни РФ, ни Украина не готовы уступить, но и выйти из тупика тоже не могут.

Страна-агрессор РФ до 2026 года хочет захватить большую часть Запорожской, Днепропетровской и Харьковской областей Украины, в частности, города Харьков, Днепр и Запорожье, написал 14 декабря Bild со ссылкой на источники в немецкой разведке.