"Эта история о том, как не нужно проводить спецоперации". В СБУ раскрыли детали обвинений в отношении Червинского
В "спецоперации" по угону российского самолета, которая привела к обстрелу украинского аэродрома Канатово, изначально было очевидно, что россияне ведут свою игру, поэтому ее не согласовали ни Служба безопасности, ни Главное управление разведки. Об этом представители спецслужб рассказали в эфире телемарафона. Сюжет опубликован 12 мая на YouTube-канале ТСН.
"Ни один разведывательный орган, а также СБУ не давали разрешение на проведение указанной спецоперации. Наши контрразведчики получили явные и опосредованные признаки того, что это игра спецслужб России", – заявил представитель Главного следственного управления СБУ Анатолий Булич.
В ГУР подтвердили, что разрешения на операцию не давали.
"К нам обращались с подобной идеей: она была отвергнута как нереалистичная к исполнению и несущая потенциально чрезвычайно большие риски", – сказал представитель ГУР Андрей Юсов.
В СБУ отмечают, что организаторы "спецоперации" действовали самовольно и попали в ловушку Федеральной службы безопасности России. Булич рассказал, что в марте 2022 года угнать российский самолет придумало "частное лицо", этот человек обратился к своим знакомым в ГУР и СБУ. Когда обе спецслужбы отказали из-за нереалистичности реализации такой идеи, инициатор вышел на бывшего и.о. командира одной из частей Сил спецопераций Романа Червинского. Тот взялся планировать "спецоперацию" и лично вел переговоры с представителями России, подчеркивают в спецслужбе.
"Что прежде бросилось в глаза в переписке разработчиков с так называемым пилотом – лексические и психологические приемы с элементами оперативного разведывания, не присущие людям технических профессий", – рассказал в эфире телемарафона представитель контрразведки СБУ.
В Службе безопасности подчеркнули, что российский пилот избегал разговоров о роли и судьбе второго пилота, без которого угнать самолет невозможно.
"Также бросалась в глаза инициатива и нездоровый напор с его стороны: он постоянно инициировал переписку. В случае "проседания" разговоров на день-два-три – выходил на разработчиков, предлагал ускорить выполнение операции", – отметил контрразведчик.
По информации спецслужбы, Червинскому было известно, что во время переговоров жена одного из пилотов находилась возле управления ФСБ в Москве, но это не остановило его.
В СБУ сообщили, что аэропорт для посадки выбрал сам российский пилот, но в пять утра 23 июля вместо угнанного самолета в Канатово в Кировоградской области прилетели восемь крылатых ракет. В результате ракетного удара по аэродрому погиб командир воинской части, получили ранения 17 украинских защитников. Также были полностью уничтожены два боевых истребителя Воздушных сил ВСУ, а взлетная полоса, другая техника и здания получили значительные повреждения.
"Эта история о том, как не нужно проводить спецоперации, не согласованные и не скоординированные спецслужбами", – подчеркнул Булич.
Контекст:
20 апреля 2023 года СБУ сообщила, что расследует все обстоятельства, которые привели к массированному ракетному удару по аэродрому Канатово. Уголовное производство было открыто по ч. 2 ст. 111 (государственная измена) и ч. 5 ст. 426-1 (превышение военным должностным лицом власти или служебных полномочий) Уголовного кодекса Украины.
21 апреля Червинскому объявили о подозрении по ч. 5 ст. 426-1 Уголовного кодекса Украины (превышение военным должностным лицом власти или служебных полномочий). 24 апреля СМИ сообщили о его задержании.
25 апреля суд избрал ему меру пресечения – два месяца под стражей без права выйти под залог.
Глава СБУ Василий Малюк в интервью агентству "Интерфакс-Украина" заявил, что Червинский скрывался от следствия.
"Человек, который раньше любил давать интервью и заниматься личным пиаром, скрывается от следствия, не приходит на допросы и даже отсутствует по месту жительства. Более того – фактически дезертир, ведь этот "военный" почти восемь месяцев не появляется на службе. ГБР открыло по данному факту уголовное производство по статье 407 Уголовного кодекса. Но никакие уловки не помогут избежать ответственности. На мой взгляд, подлец, действия которого привели к смерти одного украинского военного и ранениям еще семнадцати, должен понести заслуженное наказание", – заявил руководитель спецслужбы.