"Ни один разведывательный орган, а также СБУ не давали разрешение на проведение указанной спецоперации. Наши контрразведчики получили явные и опосредованные признаки того, что это игра спецслужб России", – заявил представитель Главного следственного управления СБУ Анатолий Булич.
В ГУР подтвердили, что разрешения на операцию не давали.
"К нам обращались с подобной идеей: она была отвергнута как нереалистичная к исполнению и несущая потенциально чрезвычайно большие риски", – сказал представитель ГУР Андрей Юсов.
В СБУ отмечают, что организаторы "спецоперации" действовали самовольно и попали в ловушку Федеральной службы безопасности России. Булич рассказал, что в марте 2022 года угнать российский самолет придумало "частное лицо", этот человек обратился к своим знакомым в ГУР и СБУ. Когда обе спецслужбы отказали из-за нереалистичности реализации такой идеи, инициатор вышел на бывшего и.о. командира одной из частей Сил спецопераций Романа Червинского. Тот взялся планировать "спецоперацию" и лично вел переговоры с представителями России, подчеркивают в спецслужбе.
"Что прежде бросилось в глаза в переписке разработчиков с так называемым пилотом – лексические и психологические приемы с элементами оперативного разведывания, не присущие людям технических профессий", – рассказал в эфире телемарафона представитель контрразведки СБУ.
В Службе безопасности подчеркнули, что российский пилот избегал разговоров о роли и судьбе второго пилота, без которого угнать самолет невозможно.
"Также бросалась в глаза инициатива и нездоровый напор с его стороны: он постоянно инициировал переписку. В случае "проседания" разговоров на день-два-три – выходил на разработчиков, предлагал ускорить выполнение операции", – отметил контрразведчик.
По информации спецслужбы, Червинскому было известно, что во время переговоров жена одного из пилотов находилась возле управления ФСБ в Москве, но это не остановило его.
В СБУ сообщили, что аэропорт для посадки выбрал сам российский пилот, но в пять утра 23 июля вместо угнанного самолета в Канатово в Кировоградской области прилетели восемь крылатых ракет. В результате ракетного удара по аэродрому погиб командир воинской части, получили ранения 17 украинских защитников. Также были полностью уничтожены два боевых истребителя Воздушных сил ВСУ, а взлетная полоса, другая техника и здания получили значительные повреждения.
"Эта история о том, как не нужно проводить спецоперации, не согласованные и не скоординированные спецслужбами", – подчеркнул Булич.