"Эти food stamps взбудоражили головы". Главное о продуктовых талонах, которые могут ввести в Украине
Почему в Украине заговорили о продуктовых чеках, или "Не стоит путать с советскими талонами и прочими атрибутами истории"
3 января бывший исполняющий обязанности министра экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Павел Кухта опубликовал анализ ситуации с ценами на внутреннем украинском и мировом рынках. Он сфокусировался на ценах на продовольствие и высказал мнение, что в 2022 году самым сильным ударом для украинцев будет подорожание еды.
"Цены растут по всему миру, включая Украину. Наибольший удар в 2021-м пришел со стороны цен на энергоносители, но в новом, 2022-м, году точка напряжения сместится – теперь это будут продукты. Еда уже дорожает. К примеру, отдельные части любимого СМИ "борщевого набора" на конец года выросли в цене на 30–50%. Люди замечают и – ожидаемо – волнуются. Чтобы убедиться в этом, не нужно даже проводить социологические опросы. Достаточно просто внимательно послушать разговоры в очереди любого супермаркета. Но все это – только начало подорожания еды, с которым мы будем жить в этом году", – написал Кухта, объяснив, что рынок продовольствия реагирует на рост цен на энергоресурсы – газ, уголь и нефть.
Он же и предложил властям ввести программы поддержки для бедных слоев населения, а также снизить ставку НДС на ключевые продукты питания. В качестве примера программы поддержки он упомянул американские food stamps – так называемые продуктовые чеки, которые можно тратить на еду.
На следующий день Устенко дал комментарий агентству "Интерфакс-Украина". Он спрогнозировал общую инфляцию на ближайший год на уровне 7%, а рост цен на сырьевую продовольственную группу (зерно, сахар, какао и прочее) – на уровне от 10% до 20%. Устенко не исключил принятие антикризисных мер в виде выплат для незащищенных слоев населения.
9 января советник президента подчеркнул, что 2022-й – год серьезных инфляционных вызовов для всего мира и для Украины, а мировой рост цен по продовольственной группе неизбежен.
"Если негативный сценарий будет реализовываться, то, безусловно, государство защитит наименее имущих. Каналы поддержки здесь могут быть разнообразными – начиная от адресных выплат по аналогии с текущей программой через систему "Дія" до аналога американских food stamps (не путать с советскими талонами, карточками и прочими историческими атрибутами)", – написал он в Facebook.
Как это работает в США?
Первые талоны на продовольствие в Штатах были выпущены в 1939 году после Великой депрессии. Тогда это было два вида чеков – оранжевые и синие. По оранжевым можно было купить любые продукты (кроме спиртного, лекарств и продуктов, употребляемых на месте), по синим – лишь так называемые излишки (молочные продукты, яйца, свежие овощи, цитрусовые и чернослив).
Целью программы были помощь бедным и стимулирование сельско-хозяйственной отрасли – фермеры выращивали в избытке продукты, которые не могли купить малоимущие американцы. Позже, в 1961 году, в США снова запустили пилотные программы продовольственных талонов, через три года был принят закон о продовольственных талонах – Food Stamp Act, программа начала действовать на постоянной основе.
С тех пор ее несколько раз расширяли и изменяли, число участников выросло с 561 тыс. в 1965-м до 15 млн в 1974 году, сообщается на сайте министерства сельского хозяйства США. В 1980-х в Штатах приняли несколько законов, предусматривающих помощь с питанием бедным слоям населения и поддержку производителей продовольствия.
Сейчас в США действует программа SNAP (Supplemental Nutrition Assistance Program) – крупнейшая в стране федеральная программа помощи с питанием семьям с низким уровнем дохода, сообщается на правительственном сайте. Участники SNAP получают пособия на карту, которая может использоваться для покупки соответствующих требованиям продуктов питания в розничных магазинах.
Средний размер пособия для получателей продуктовых талонов в США составляет $251, сообщал CNN в ноябре 2021 года. Согласно официальным данным на август того же года, продовольственные талоны получали почти 41,7 млн американцев. Для участия в программе гражданин должен соответствовать ряду критериев, среди которых уровень дохода (отличается в разных штатах) и сумма остатка на банковском счету, определяет это соответствие специальное агентство.
Какие меры уже предприняли в Украине, чтобы остановить рост цен?
Кабмин 12 января ввел госрегулирование цен на ряд продовольственных товаров и поручил Госстату, Минагрополитики и Минэкономики ежедневно мониторить цены на продовольственные товары, лекарства и топливо.
Однако этого, по мнению Кухты, будет недостаточно.
"Государственные регулировки цен просто не работают – бизнес либо просто их не выполняет, либо носит взятки, цены растут еще больше. Так что никакого смысла в этих регулировках нет. Можно снизить НДС на определенные виды еды, которую покупают бедные люди, а можно пойти по тому пути [продуктовых карточек], который предлагается", – сказал экономист в интервью "Главкому", которое вышло за день до заседания Кабмина, 11 января.
Устенко сегодня рассказал в комментарии "ГОРДОН", что в новейшей экономической истории впервые происходит дискуссия о том, как нужно действовать, если в Украине реализуется негативный сценарий в виде инфляционных внешних рисков.
По словам советника президента, план по защите украинцев на случай реализации того самого негативного сценария может и не понадобиться, так как эти негативные события в экономике могут и не произойти.
"В моем понимании, должен быть разработан четкий план, что делать, как должна действовать власть в случае реализации неблагоприятного сценария. И условно, когда наступает момент икс, этот конверт с планом достают из стола и моментально начинают по нему работать. С точки зрения защиты от рисков, это абсолютно правильная и ответственная позиция", – объясняет он.
Кто может получить помощь?
Как говорит Устенко – социально незащищенные люди – лица с инвалидностью, одинокие матери, внутренне перемещенные лица, люди, которые потеряли работу, а также те, кто живет на пособия.
"Любой ресурс ограничен, а бюджетный – особенно. Инфляция бьет по всем группам населения, но поддержать сразу всех (по крайней мере в краткосрочной перспективе) довольно сложно. Следовательно, надо поддержать именно ту группу, которая больше других нуждается в дополнительной защите. – объяснил он. – Им в случае подорожания продуктов немедленно нужна защита. Это принципиальный вопрос. Если бюджетный ресурс ограничен, то государство должно сконцентрировать внимание на той группе, которая нуждается больше всего".
Как это будет работать в Украине?
Пока точно не известно. Сейчас вопрос реализации механизма защиты граждан обсуждается, говорит Устенко.
На вопрос о том, готовится ли какой-нибудь законопроект для реализации такой инициативы, он сказал: "Пока просто идет обсуждение. Все находится на этапе внутренней дискуссии". В то же время он доволен, что обсуждение идет, так как "все понимают, что государство думает об этом".
"Мы говорим о том, что необходима концентрация ресурса. Иной вопрос – каким способом эту помощь доставить конкретному адресату. По каким именно каналам пойдет поддержка населения – это, в принципе, второстепенный вопрос. Важно первое – решить, что ты обеспечиваешь эту поддержку как государство, второе – иметь необходимые фонды для подобного рода поддержки. Более глобальная задача, которая действительно требует обсуждения, – создание бюджетного люфта для маневра, чтобы иметь необходимую сумму средств и поддержать население, которое будет нуждаться в дополнительной помощи. Когда мы говорим об экономических событиях, надо помнить, что они имеют вероятностный характер. Может быть 10% вероятность, а может – 90%. Событие может свершиться, а может – и нет. [...] Есть масса возможностей, каким образом поддержка может работать. Например, по аналогии с обычными субсидиями, которые сейчас выплачивает государство. Это может также работать адресно, через систему дополнительных временных платежей к социальным пособиям, которые люди получают. Это может работать через систему адресной помощи а-ля food stamps (которая у нас вызвала бурю обсуждений)", – пояснил Устенко.
Кухта, кроме идей, озвученных Устенко, предлагает выдать гражданам и продуктовые карточки – защищенные продовольственные чеки, которые будут напечатаны на полиграфкомбинате "Украина". "Потому что смартфоны есть не у всех бедных людей", – объяснил он.
Реакция и хайп
"Эти food stamps взбудоражили головы" части участников дискуссии, и некоторые из экспертов хайпуют на теме, отметил Устенко (его комментарий о продуктовых карточках стал поводом для обсуждения, шуток и мемов).
Политолог и телеведущий Тарас Березовец поделился мемом о новой "функции" в приложении "Дія".
Экс-нардеп от "Батьківщини" Александр Ковтуненко отметил, что "от "кофе в Вене" до продуктовых карт путь длиной в один "квартал"...
... и его слова начали цитировать другие пользователи.
Экс-нардеп Борислав Береза обратил внимание на то, что выплаты предлагают проводить, используя "Дію".
Телеведущий Артем Овдиенко рассказал, как работает система продуктовых карточек на Кубе.
Лидер "Батьківщини" Юлия Тимошенко упомянула не только продуктовые карточки, но и решение Кабмина ввести госрегулирование цен на ряд продуктов.
"Если на то пошло, тогда надо бояться вообще всего и надо было бы задать, скажем, вопрос: "А почему у нас есть вообще беби-боксы?" Слово "беби-бокс" никого не пугает? Почему беби-бокс [никто] не переводит как "детские ящички". На мой взгляд, это более зловеще, чем food stamps. Ведь в принципе, мало-мальски разбирающийся в теме должен был бы перевести этот термин как "адресная помощь малоимущим", – заметил Устенко.
Финансовый аналитик, ассоциированный эксперт "Case Украина" Евгений Дубогрыз в колонке для НВ пишет, что идея с продуктовыми карточками, "если абстрагироваться от тонкой иронии и искрометного юмора в соцсетях ("Вчера кофе в Вене, завтра хлеб по талонам", Back to USSR), более чем здравая".
"Оптимальный, на мой взгляд, путь здесь и сейчас – частичное административное регулирование, адресные субсидии самым бедным и обязательная коммуникация, что это временные и антикризисные меры. А то и привыкнуть можно. И так пока инфляция не утихнет. Пусть не до 5% (целевой уровень инфляции от НБУ), но будет хотя бы предсказуемой и управляемой", – рассуждает он.
А что со снижением НДС?
Эту идею высказал Кухта, так делают в странах Евросоюза, отмечает "ВВС News Україна". Однако Устенко считает, что в украинских условиях это "не самая хорошая альтернатива" выплатам.
"Почему не самая хорошая альтернатива? Потому что она, во-первых, исказит конкуренцию, во-вторых, она не концентрирует помощь на наиболее уязвимой группе населения, а распорошит помощь на всех. Фактически та часть [населения], которая в ней очень нуждается, получит ее в меньшем объеме по сравнению с тем, какой могла бы быть помощь при раскладе абсолютной адресности. Еще одна причина, по которой я считаю, что [снижение] НДС не очень хорошо, – потому что мы говорим о вероятных событиях, которые с высокой долей вероятности могут произойти, но могут и не произойти. Если снизить НДС, то потом при искривленной уже конкуренции и при высокой стоимости администрирования откатывать этот каток назад, мне кажется, уже было бы нелогично и неправильно. Поэтому я считаю адресную помощь более правильной", – пояснил он.