По стопам Кении, Уганды и Малайзии. Что известно о содержании президентского законопроекта об антикоррупционном суде
26 декабря на сайте Верховной Рады появился текст законопроекта о Высшем антикоррупционном суде Украины, который внес президент Петр Порошенко. "ГОРДОН" рассказывает, каким глава государства видит создаваемый орган, а также какие дискуссии и скандалы предшествовали внесению проекта закона на рассмотрение парламента.
О чем написал Порошенко?
Президент Украины Петр Порошенко 22 декабря внес в парламент проект закона №7440 "О Высшем антикоррупционном суде". 26 декабря на сайте парламента появилось сообщение, что документ направлен в комитет по вопросам правовой политики и правосудия.
Также стал доступен текст законопроекта.
Предполагается, что:
- Высший антикоррупционный суд будет сформирован в течение 12 месяцев со дня вступления в силу закона.
- Государственная судебная администрация Украины в месячный срок после вступления в силу закона определит численность судей нового органа.
- Высший антикоррупционный суд начнет работу при условии назначения по результатам конкурса не менее двух третей от общего количества судей, в том числе не менее половины от количества судей апелляционной палаты Высшего антикоррупционного суда.
Какие дела будет рассматривать новый суд?
Согласно проекту, под юрисдикцию Высшего антикоррупционного суда попадают уголовные производства о коррупционных преступлениях, совершенных должностными лицами, при условии, что размер предмета преступления или причиненного вреда "в 500 и более раз превышает размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на момент совершения преступления" (1762 грн с 1 января 2018 года, то есть не менее 882,5 тыс. грн).
Судьи кто?
Судьей Высшего антикоррупционного суда может быть гражданин Украины не моложе 35 лет, "имеющий значительный опыт осуществления в международных межправительственных организациях или международных судебных учреждениях за рубежом профессиональной деятельности в сфере права по вопросам противодействия и борьбы с коррупцией, обладающий знаниями и практическими навыками применения современных международных антикоррупционных стандартов и лучших мировых практик в сфере противодействия и борьбы с коррупцией, практики Европейского суда по правам человека".
Проект предполагает предоставить охрану будущим судьям антикоррупционного суда и членам их семей.
Кому нужен закон?
Создание специализированного антикоррупционного суда является одним из обязательств, которые Украина взяла на себя перед своими международными партнерами – Европейским союзом и Международным валютным фондом.
30 сентября 2016 года вступили в силу конституционные изменения в части правосудия и новый закон "О судоустройстве и статусе судей", который парламент принял 2 июня того же года. Он предполагал создание Высшего антикоррупционного суда, который должен рассматривать отдельную категорию дел, подследственных антикоррупционному бюро.
Дела, которые расследует НАБУ, рассматривает Соломенский районный суд, поскольку именно в этом районе находится ведомство. Директор НАБУ Артем Сытник заявлял, что суды часто затягивают дела бюро, что на руку коррупционерам.
"За два года в работе бюро – около 500 дел, почти три сотни подозреваемых и сотни обвинительных актов, переданных в суд. Однако... пока вынесены приговоры в отношении только 18 человек", – констатировали в НАБУ.
Почему проект внесли только сейчас?
Дата начала функционирования антикоррупционного суда в законе "О судоустройстве и статусе судей" не была прописана.
15 сентября 2017 года Порошенко в ходе 14-й ежегодной встречи Ялтинской европейской стратегии (YES) заявил, что у него нет полутора или двух лет, чтобы ждать создания новой судебной инстанции. В ЕС и США таких судов нет, подчеркнул президент.
"Где существуют антикоррупционные суды? В странах, которые показывают хорошие результаты в борьбе с коррупцией? В Кении, например, в Уганде, в Малайзии и в Хорватии", – сказал Порошенко, допустив лишь создание антикоррупционной палаты.
В ответ экс-госсекретарь США Джон Керри сказал, что в его стране "каждый суд антикоррупционный".
Только 20 октября Порошенко заявил о необходимости разработки специального законопроекта об антикоррупционном суде.
Как реагировали за рубежом?
Задержка с созданием Высшего антикоррупционного суда вызвала критику ЕС. Европейцы заявляли, что условием выдачи очередного транша макроэкономической помощи является выполнение Украиной условий сотрудничества с МВФ. А Фонд, в свою очередь, настаивал на принятии закона об антикоррупционном суде.
20 декабря Еврокомиссия в отчете о механизме приостановки безвизового режима призвала как можно скорее приступить к созданию суда согласно рекомендациям Венецианской комиссии.
Посол США в Украине Мари Йованович выражала надежду, что принятие законодательства о создании антикоррупционного суда состоится до конца года.
Нардеп от Блока Петра Порошенко Мустафа Найем утверждал, что зарубежные партнеры назвали 25 января 2018 года "дедлайном" для принятия закона о Высшем антикоррупционном суде.
Что тормозило процесс?
1 февраля 2017 года в Верховной Раде был зарегистрирован проект закона "Об антикоррупционных судах" №6011 авторства Егора Соболева ("Самопоміч") и других. 9 октября Венецианская комиссия опубликовала текст заключения по законопроекту, в котором содержалась критика его ключевых положений. В частности, комиссия обратила внимание на недопустимость политизации процесса назначения судей и необходимость соблюдения Конституции во время процедуры конкурсного отбора.
8 ноября Порошенко призвал депутатов разработать новый законопроект об антикоррупционном суде с учетом рекомендаций Венецианской комиссии. 16 ноября комитет Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и правосудия рекомендовал парламенту вернуть законопроект №6011 его инициаторам.
17 октября под стенами Верховной Рады началась бессрочная акция протеста, участники которой требовали, в частности, принятия закона об антикоррупционном суде. Неоднократно протестующие вступали в столкновения с полицией.
7 декабря президент заявил, что самостоятельно подготовит и внесет в парламент законопроект об антикоррупционном суде, если депутаты не разработают соответствующий документ.
Раде не удалось с первой попытки отозвать депутатский проект, только 21 декабря в сессионном зале нашлось для этого 235 голосов.
На следующий день Порошенко объявил о готовности представить свой вариант закона.