"Один пояс, один путь": новая модель глобализации?
Трансформация миропорядка в период всемирной турбулентности сопровождается многочисленными осложнениями разной природы. Увеличивается степень неопределенности в межгосударственных отношениях, появляются новые риски. В условиях глобализации эти факторы делают мировую систему очень чувствительной к геополитическим флуктуациям. На региональном и глобальном уровнях актуализируется построение более успешной модели интеграции и сотрудничества. Начинается своего рода борьба между существующими подходами к глобальной интеграции и альтернативными моделями. На фоне этих процессов общего характера, усиление интереса экспертов к Форуму высокого уровня по международному сотрудничеству "Пояса и пути" представляется более чем нормальным.
Более того, после первого форума "Пояса и пути", который состоялся в мае 2017 года, у иностранных партнеров появилось несколько вопросов по поводу перспективы инициативы "Один пояс, один путь". Эти вопросы касались попыток Китая создать геополитические альянсы или военные блоки, сформировать на этой основе закрытый политический "китайской клуб" и тем самым провести идеологический водораздел. Ради справедливости отметим, что эти вопросы возникли не на пустом месте.
В последние годы Пекин подписал с более чем 150 странами мира из разных регионов документы о сотрудничестве. Среди них есть и европейские страны. Эксперты считают, что такое расширение географии и состава участников проекта делает его содержание более расплывчатым, что, в свою очередь, ставит под сомнение первоначальные заявления китайского руководства о целях этого проекта. Конкретно – политики и эксперты говорят о геополитических и военных задумках официального Пекина.
Конечно, невозможно представить эту инициативу вне геополитического контекста. Да и сами участники проекта открыто говорят об этом. На фоне известного тезиса Бжезинского о том, что центр глобальной геополитики начал перемещаться с Запада на Восток, опасения некоторых политиков и экспертов имеют более чем серьезные основания. Тем более, что лидеры разных стран об инициативе Китая говорят в контексте неудачной попытки западной модели глобализации. Якобы учитывая ошибки Запада в этом вопросе, Китай предлагает альтернативную модель глобализации, и она должна привести к "соразвитию и процветанию" многих стран.
В своем выступлении на втором форуме лидер нации, первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев особо подчеркнул, что с начала 21 века "…сама прошлая версия глобализации дала трещину. Мировое сообщество оказалось не готовым к форсируемой универсальности". Это привело к потере надежды на формирования единого процветающего глобального мира. Более того в современным мире стали реалиями регионализм, торговые войны, санкции. Показалось, что "…альтернативы все более разделяющемуся миру не существует. Но предложенная в 2013 году Китаем модель Шелкового пути стала не только жизнеспособной в современных геополитических условиях, но и успешной, как показывают прошедшие пять с половиной лет ее развития".
Развивая свои мысли, Назарбаев дает более конкретную характеристику, как он считает, "успешной модели глобализации": "Глобализация... трансформируется в новом формате, инициатива "Один пояс, один путь" представила новую модель глобализации с восточным лицом", "исторический цикл вновь возвращает центр мировой гравитации на Восток", "и уже сейчас тренд истернизации предлагает новые ориентиры кооперации".
Если политики говорят о новой модели глобализации, то логически это предполагает конкретное отношение этой модели к уже существующей. А это автоматически ведет к конкуренции, борьбе альтернатив и выяснению отношений между супердержавами. Еще в августе 2018 года на семинаре по поводу пятилетия провозглашения инициативы "Пояс и путь", глава Китая Си Цзиньпин пытался успокоить всех. Он заверял, что инициатива "Пояс и путь" носит открытый инклюзивный характер, к ней может присоединиться любая желающая страна. А на втором форуме китайский лидер, выступая с программной речью, более конкретно остановился на отдельных аспектах проекта "Один пояс, один путь". Его идеи можно свести к следующим тезисам.
Проект "Один пояс, один путь" перед различными странами мира открывает новые возможности, в том числе "открыл новые горизонты в открытости и развитии Китая". Участникам проекта следует ориентироваться на будущее, руководствоваться принципом "совместных консультаций, совместного строительства и совместного использования", "достигнуть целей развития, характеризующегося высокими стандартами".
Глава Китая обещал прилагать усилия для предоставления "развивающимся странам больше возможностей и пространства, оказать им содействие в ликвидации бедности и обеспечении устойчивого развития", он призвал к "активному наведению мостов взаимного обучения разных цивилизаций, усилению гуманитарного сотрудничества в различных областях и формированию структуры многообразного гуманитарного обмена".
Наконец, он объявил, что Китай на новом историческом старте будет "шагать вперед по пути социализма с китайской спецификой и придерживаться всестороннего углубления реформ, высококачественного развития, расширения открытости внешнему миру, пути мирного развития и содействовать формированию сообщества единой судьбы человечества".
Таким образом, Китай намерен развивать сотрудничество с любой страной, которая принимает условия сотрудничества в рамках проекта "Один пояс, один путь". Китай открывается внешнему миру ради высококачественного развития всех партнеров. Оглашение этого принципа на втором Форуме высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках "Пояса и пути" привлекательно для нас еще и с точки зрения перспективы высококачественного развития Азербайджана, Казахстана и Украины в рамках этой инициативы. Открываются ли новые возможности для нас в этом направлении?
Азербайджан как геополитический узел Южного Кавказа активно участвует в реализации проекта "Один пояс, один путь". Азербайджан входит в число 13 стран, в которых финансируются 35 утвержденных проектов в рамках "Один пояс, один путь". Баку намерен развивать свое участие в осуществлении этого проекта. В том числе, Азербайджан может быть связующим звеном между Китаем и странами Центральной и Восточной Европы посредством соседнего Казахстана и Украины через Грузию. В этом контексте отметим, что уже сформирован механизм функционирования международных железнодорожных маршрутов, курсирующих между Китаем и Европой. Как показывает опыт, Казахстан активно участвует в этом процессе. Об этом говорил на втором форуме и Назарбаев. Именно через Казахстан "проходят кратчайшие сухопутные пути, соединяющие Азию и Европу".
Для успешной реализации имеющего транзитного потенциала руководство страны имплементировало "национальную программу "Нұрлы жол". Кроме того, "за последние 10 лет Казахстан инвестировал в развитие инфраструктуры, транспортно-логистических активов и компетенции порядка $30 млрд. Модернизированы или введены в эксплуатацию 2,5 тыс. км национальных железных дорог и 12,5 тыс. км автомагистралей. Реконструированы отечественные морские и воздушные гавани. В результате, за короткий срок в стране был создан современный и конкурентоспособный транзитный хаб".
Наконец, Казахстан проводит огромную работу за пределами своих границ в рамках проекта "Один пояс, один путь". Уже запущены новые маршруты, связавшие Казахстан с миром по суше и морю. В том числе высококлассная межконтинентальная автомагистраль "Западная Европа – Западный Китай" именно через Казахстан соединяет Европу с Китаем. Порты Актау и Құрық обслуживают "перевалки грузов из Китая, центральноазиатских стран на Южный Кавказ, Турцию и далее в Европу".
Таким образом, экономический коридор Китай – Центральная Азия – Западная Азия и далее на Южный Кавказ и Европу в рамках проекта "Один пояс, один путь" проходит через Казахстан и этим могут воспользоваться Азербайджан и Украина.
К обсуждению этого вопроса можно привлечь и соседей Украины – Беларусь и Польшу. Тем более, они уже входят в число тех стран, которые подписали соглашение об углублении сотрудничества по организации контейнерных перевозок сообщением "Китай – Европа". "По состоянию на конец 2018 года железнодорожный маршрут "Китай – Европа" уже объединил 108 городов и 16 стран Евразийского континента, в общей сложности отправлены более 13 тыс. поездов, которые перевезли свыше 1,1 млн стандартных контейнеров с различными грузами".
Китай уже подписал 38 двусторонних и региональных соглашений о морских перевозках с 47 странами мира. 16 из них – страны Центрально-Восточной Европы. В рамках этих соглашений Украина имеет неплохие возможности по формуле "16+1" (China-CEEC Trade Index, CCTI, индекс торговли Китая и 16 стран Центрально-Восточной Европы) более активно участвовать в реализации проекта "Один пояс, один путь". На фоне увеличения прямых инвестиций Китая в страны расположенные вдоль "Одного пояса, одного пути" отмеченные возможности имеют большое значение для развития сотрудничества в плоскости Китай – Казахстан – Азербайджан – Украина. Отметим, что, по предварительным расчетам, общие объемы прямых иностранных инвестиций стран, расположенных вдоль "Одного пояса, одного пути", увеличатся на 4,97%.
Таким образом, несмотря на некоторые сомнения экспертных кругов, в рамках проекта "Один пояс, один путь" существуют хорошие возможности сотрудничества многих стран. Азербайджан, Казахстан и Украина могут занять достойные места в этом процессе. А судьба этого проекта как альтернативной модели глобализации определится со временем. Но уже сегодня эксперты говорят о преимуществах этой инициативы. Как нам представляется, трем нашим странам (Азербайджану, Казахстану и Украине), пользуясь удобным случаем, стоит воспользоваться этими преимуществами.
Источник: "ГОРДОН"