Не стало Леонида Макаровича Кравчука, первого президента независимой Украины. И это огромная потеря не только для нашей страны, но и для меня лично.
Леонид Макарович был великим украинцем, человеком, который, говоря по-украински, был "уособленням української нації", человеком, который вобрал в себя все черты настоящего украинца. Леонид Макарович был очень мудрым, очень человечным, очень добрым и очень глубоким. Это образец настоящего политика, настоящего патриота своей страны, настоящего человека.
Именно Леонид Макарович Кравчук стал фактически главным могильщиком Советского Союза – страны, которая занималась в течение долгих лет – десятилетий! – геноцидом собственного народа. Именно благодаря Леониду Макаровичу Кравчуку им, [председателем Верховного совета РСФСР Борисом] Ельциным, и [председателем Верховного совета БССР] Станиславом Шушкевичем, который ушел из жизни несколько дней назад, был подписан акт о распаде Союза Советских Социалистических Республик. Именно Кравчук своей находчивостью, политической волей, страстным желанием сделать Украину по-настоящему независимой подвел Ельцина и Шушкевича к тому, что этот акт нужно составить и подписать.
В конце прошлого года я сделал большой документальный фильм о развале Советского Союза. Он создан на основании свидетельств главных действующих лиц этого исторического события – Кравчука, Витольда Фокина, тогдашнего премьер-министра Украины, Геннадия Бурбулиса, госсекретаря РФ, Шушкевича, а также президента СССР Михаила Горбачева и Александра Коржакова, который тоже был в Беловежье и являлся руководителем охраны президента России Бориса Ельцина. Историческая заслуга Леонида Макаровича состоит в том, что благодаря своей мудрости, уму, хитрости, другим качествам он смог убедить Ельцина и Шушкевича развалить Советский Союз. И именно Леониду Кравчуку, который стал первым президентом независимой Украины, Украина должна быть благодарна за свою независимость. Его имя навсегда вписано в учебники истории суверенной, независимой Украины.
Я подружился с Леонидом Макаровичем в 1995 году. 27 лет назад. Мы очень много общались с ним. Позади много-много-много часов общения (я уже не говорю о большом количестве интервью, которые я у него взял). Общения, во время которого я становился лучше, становился умнее, потому что Леонид Макарович рассказывал о таких вещах, которые никогда не увидишь в фильмах или не прочитаешь в книгах. Он очень много знал. Он имел очень тонкий, острый ум. Он здорово анализировал, имел политическое чутье. Я всегда советовался с Леонидом Макаровичем в самых сложных житейских ситуациях. Он всегда находил ответы на вопросы, которые у меня накопились.
Вспоминать можно бесконечно долго о встречах с этим великим человеком. У нас было много и невероятных разговоров, и застолий. Леонид Макарович был частым гостем нашего дома. Мы всегда собирались в очень интересном составе. Он приезжал иногда один, иногда бывали и другие люди – и президенты, и премьер-министры, и бизнесмены, и писатели... От [бывшего президента Грузии] Михаила Саакашвили и [российского поэта] Евгения Евтушенко до [мэра Киева] Виталия Кличко и [украинско-российского психотерапевта] Анатолия Кашпировского. Совершенно разные люди! И ему были интересны все. Леонид Макарович очень интересовался людьми, он умел слушать, спрашивать умел. У него был неподдельный интерес к каждому, к жизни каждого. Он был очень тактичным, тонким, замечательным человеком.
Леонид Макарович еще в далеком 1998 году символически открывал дом, который я только построил. У меня очень много фотографий с ним. Очень много видео запоминающегося... Это человек, который своей харизмой, обаянием, таким человеческим [отношением] согревал любого, обволакивал любого. В него невозможно было не влюбиться. Он притягивал к себе. Каждой женщине, каждой девушке он умел сказать комплимент.
Он так улыбался! Он так смеялся! У него был заразительный смех. Он умел и рассказать анекдот, и рассказать подробности каких-то своих встреч, о которых, опять-таки, нигде нельзя было почитать.
Леонид Макарович очень любил Украину. Он был настоящим украинцем, настоящим патриотом. Он знал Украину как никто. Он мне рассказывал: "Нет ни одного не то что областного, практически ни одного районного центра, в котором я лично не побывал бы. Я знал, какие предприятия в каком городе, что они выпускают, как живут люди, какая обстановка". Он любил ездить по Украине, он живо интересовался Украиной, хорошо ее знал. Он был очень дотошен в этом знании страны, и он очень любил Украину и все украинское. Любил не напоказ, любил глубоко в душе.
Он очень много рассказывал мне о своих родителях, о своем дяде Митрофане, который сгинул в сталинских лагерях. Он очень любил свою жену Антонину Михайловну, своего сына, свою невестку, своих внуков и правнуков.
Я много раз спрашивал у Леонида Макаровича, откуда в нем такое жизнелюбие. Он умел так реагировать на какие-то обидные вещи, на которые другой на его месте среагировал бы нервно. Я помню, как однажды мой друг, главный редактор газеты "Факты" Александр Ефимович Швец попросил меня привезти Леонида Макаровича на прямую линию в газету "Факты". Это был конец 1990-х годов. А что такое прямая линия? Сидят журналисты, [стоит] телефон. По телефону звонят читатели газеты, Леонид Макарович снимает трубку, общается с ними, журналисты записывают, и потом выходит статья. Звонки были разные. Вдруг раздается звонок. Я сижу рядом с Леонидом Макаровичем. "Це Кравчук?" Он говорит: "Кравчук". – "Леонид Макарович?" – "Леонид Макарович". Вдруг мужчина на том конце провода говорит: "Чтоб ты, сука, сдох! За развал Советского Союза никогда тебя не прощу. Гори ты в аду синим пламенем!" Щеки у меня стали пунцовыми. Я так покраснел! Мне так стало стыдно... "Боже, – думаю, – я привез Леонида Макаровича, я же отвечаю за это все. Так обругали его!" Я посмотрел на него, тихенько посмотрел... Он не изменился в лице. Сказал: "Нехай вам щастить! Бажаю здоров'я!" Все. И улыбнулся. Мы ехали назад, я спросил: "Леонид Макарович, так обругали вас, так облаяли. Кошмар! А вы так улыбнулись, пожелали человеку всего хорошего... Что, совершенно ничего не екнуло? Так спокойно?" Он говорит: "Слушай, посмотри в окно – каштаны цветут. Жизнь прекрасна! Сегодня еще сауна у меня вечером. Боже мой, если человек меня обругал, может, у него что-то не так? Может, плохо? Не могу же я перенимать его плохое и думать об этом". И это для меня тоже стало большой наукой. Я многому учился у Леонида Макаровича Кравчука.
В прошлом году Леонид Макарович поехал на операцию. Ему надо было сделать операцию на сердце. Ему блестяще провел операцию в киевском Институте сердца выдающийся кардиохирург Борис Тодуров. Но дальше начались проблемы, связанные с возрастом, со здоровьем. И было по-настоящему тяжело. Он мужественно боролся за жизнь. Мы приходили к нему в больницу, пытались его поддерживать. Я хочу от сердца сказать большое спасибо людям, которые делали для Леонида Макаровича в эти месяцы буквально все. Это, конечно же, его жена Антонина Михайловна, его сын, его внуки, особенно Андрей, который был с ним до последнего, невестка. Я хочу сказать огромное спасибо [бизнесменам] Григорию и Игорю Суркисам, которые опекали Леонида Макаровича Кравчука все это время в больнице, которые очень много и финансового потратились, и морально потратились, чтобы Леонид Макарович стал на ноги. Я хочу сказать огромное спасибо [бизнесмену] Ринату Ахметову, который, не считая денег, на самолетах из Германии несколько раз привозил ведущих немецких специалистов, чтобы они смотрели Леонида Макаровича, советовали что-то своим киевским коллегам. К сожалению, я не могу сказать ничего хорошего в адрес украинского государства, первый президент которого был в беде. Никто из официальных лиц Украины не интересовался его здоровьем. Никто! Братья Суркисы и Ринат Ахметов... Все! Я должен был это сказать, это правда.
Леонид Макарович очень любил у нас дома поесть вкусные вареники. Вообще он говорил, что вареников много, но настоящие вареники (а он был большим специалистом) – только с вишнями и сыром. Я хочу сейчас попросить у Леонида Макаровича прощение за то, что я его обманывал. В первый раз перед тем, как приехать к нам в гости, он сказал: "Вот бы вареников с вишней и сыром!" И я посчитал: "Ну что, мы будем их готовить? Так-то все приготовим, но вареники... Купим, наверное, в одном очень хорошем ресторане, он специализируется на этом". Мы купили вареников... Леонид Макарович начал есть и говорит: "Ничего лучше я никогда в своей жизни не ел". Такая огромная миска вареников, он ел-ел-ел, а потом сказал: "Все, больше не могу". И говорит жене: "Алеся, как ты здорово их приготовила! Это самые лучшие вареники в моей жизни! Я тебя прошу: всегда готовь именно так!" И много-много раз, когда Леонид Макарович приезжал к нам в гости, мы покупали вареники в ресторане, Леонид Макарович нахваливал Алесю, говорил, как она вкусно их готовит... Один раз даже привел двух своих помощниц и говорит: "Вот сейчас вам Алеся рецепт даст, и приготовьте, как она!" Алеся быстро прочитала в "Википедии" рецепт, дала им. Он приходит в следующий раз и говорит: "Дівчата приготували вареники... Не те! А ось тут те, що треба". Леонид Макарович, простите, что обманывал вас! Это были вареники из ресторана, но сейчас это уже не имеет никакого значения.
Алеся Бацман, Дмитрий Гордон и Леонид Кравчук. Фото: Ростислав Гордон / Gordonua.com
Я вас очень любил. Я знал, что вы очень любили меня. Прощайте! Вы великий человек, великий украинец. И все ваши заслуги перед Украиной никогда не будут забыты.
А долг Украины, долг каждого украинца сегодня – поскорее прогнать этих русских фашистов с нашей территории и построить страну без коррупции, за которую никому из нас (и вам на том свете!) не будет стыдно.
Источник: В гостях у Гордона / YouTube