За последние несколько недель стало ясно, что наблюдается полное непонимание асимметрии отношений Киева с США и западными союзниками. У Запада есть налаженная инфраструктура разведки и дипломатических возможностей, превосходящая самые смелые мечты киевских коллег. Похоже, что украинские лидеры не понимают этого. К тому же, ясно, что каждый участник этих событий действует ради защиты своей собственной национальной безопасности, а не только лишь Украины, и поэтому мы должны рассматривать действия каждой страны через призму личных интересов. Все международные политики руководствуются внутренними вызовами и давлением. Давайте рассмотрим несколько недавних критических замечаний в адрес Запада и попытаемся понять, что стоит за всем, что они говорят и делают.
1. Президент Зеленский заявил, что эвакуация иностранных дипломатов была "частью игры" и Запад преувеличивал насчет кризиса, что было "ошибкой" и создавало "панику".
Решение президента Джо Байдена публично раскрыть разведданные США о возможном российском вторжении было блестящим ходом. Желание Байдена показать войну "голой и неспровоцированной" – такой, в которой планы Путина раскрываются перед мировой общественностью, что устраняет "элемент внезапности", – бросит тень на то, как Путин воевал исторически. Байден надеется, что предание гласности некоторых частей "российского сценария вторжений" (на основе предыдущих незаконных военных действий России в Грузии, Чечне, Приднестровье, Крыму, на Донбассе и так далее) заставит Путина понять, что уже невозможно успешно копировать прошлые тактики. Например, называть сосредоточение своих войск на границе "военными учениями", за которыми последует пересечение границы после ложного события, дающего Путину повод для начала желаемого вторжения, сопровождаемого множеством отрицаний и невыполненных обещаний Кремля.
Публикация этих разведданных – не "игра" и не "паника" – это делается именно для того, чтобы Украина была лучше защищена и чтобы показать всему миру скрытые действия Путина. Гораздо сложнее совершить преступление, когда весь мир находится в его ожидании и пристально наблюдает за преступником.
Эвакуация иностранных дипломатов фактически отвечает интересам Украины. Если западная разведка предполагает, что украинская столица подвергнется серьезному риску нападения, то они не будут неоправданно рисковать жизнями своих дипломатов, что далее может подвергнуть Украину еще большему риску. Ведь в войнах случаются ошибки и просчеты – и даже если случайно, например, дипломат или гражданин США погибнет от российской ракеты, которая не попала в намеченную цель, США будут вынуждены нанести ответный удар России. Байден не может допустить, чтобы такой поступок остался безнаказанным – внутренняя аудитория Байдена в США и Сенат США не позволят этого. Это приведет к еще большей эскалации ситуации – вот почему Байден неоднократно говорил в своем выступлении на прошлой неделе, что Путину следует быть осторожным с американскими гражданами при вторжении в Украину.
Последующее военное возмездие России против Соединенных Штатов за то, что они отомстили России за ее ошибку, не будет направлено против граждан США – Путин не настолько глуп. Более вероятным становится не столь рискованный шаг с фактической деэскалацией ситуации между двумя гегемониями, которым президент Владимир Путин "накажет" американцев ответным ударом через жестокое нападение на Украину.
Риск третьей мировой войны из-за ошибки – это то, чего страны НАТО отчаянно будут пытаться избежать, ведь ни Москва, ни Вашингтон, ни Брюссель не хотят ввязываться в третью мировую. Таким образом, лучший способ избежать мировой войны – держать этих иностранцев как можно дальше от опасности.
2. Президент Зеленский сказал, что западные партнеры даже отказываются объявить, какие дальнейшие санкции последуют, если Россия нападет на Украину.
Никому, кроме России, не выгодно, чтобы Соединенные Штаты и их союзники публиковали, какие санкции они рассматривают против России в случае ее вторжения в Украину. Если бы россияне точно знали, с какими санкциями они столкнутся, это дало бы Москве время переместить активы и защитить их до того, как санкции вступят в силу. Еще хуже – что это позволило бы России провести "анализ затрат и выгод" на предмет того, стоит ли вторжение в Украину тех негативов, которые принесут санкции. Лучше, чтобы санкции оставались "загадочным ящиком боли", о котором Россия знает, но не может к ним подготовиться. Когда вы играете в покер, вы не показываете оппоненту ваши карты.
3. Президент Зеленский пожаловался на то, что с ним не делились точными разведданными, которые "доказывают" намерение вторжения России.
В прошлом году Великобритания сообщила Зеленскому, что в его администрации работает российский агент. Зеленский отказался от британской разведки и оставил агента в качестве сотрудника. В результате западные страны, поддерживающие Украину, оказались в неловком положении недоверия Банковой и потому не могут делиться разведданными с Зеленским, раскрывая, что им известно. В конечном счете, это противоречит интересам национальной безопасности Запада – рисковать своими разведывательными операциями в России, если они не уверены, что секретная информация останется секретной. Зеленский принял решение – Запад впоследствии сделал свои выводы об обмене данными разведки.
Граждане Соединенных Штатов платят много налогов, так что их страна имеет военный и разведывательный бюджет, превышающий $1,254 трлн в год. Из них бюджет только ЦРУ и АНБ превышает $80 млрд в год – и это только два из 18 агентств, составляющих остальную часть "разведывательного сообщества" США. Штаты знают то, чего Зеленский никогда не узнает. Киев не является равноправным партнером США – он не может предъявлять "права" на что угодно со стороны США. Точно так же Берлин и Париж, несмотря на то, что они являются членами НАТО, не имеют доступа к файлам американской разведки. Хотя они и являются партнерами, они получают только то, что, по мнению США, "нужно" этим странам.
Единственные страны, с которыми США обязаны делиться своими разведданными, находятся среди стран "Пяти глаз" (США, Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия, хотя у Новой Зеландии нет посольства в Украине), где некоторые из самых известных аббревиатур в шпионском мире, в том числе МI6, МI5, ЦРУ и АНБ, согласились обмениваться разведывательной информацией (SIGINT), геопространственной разведкой (GEOINT) и агентурной разведкой (HUMINT). Мы не знаем, что показывает разведка США, Канады, Австралии или Великобритании, но мы можем делать выводы, судя по реакции их лидеров.
Лишь на прошлой неделе президент США Байден заявил, что он "убежден" в том, что Путин "принял решение" напасть на Украину и что "они нацелятся на столицу Украины Киев". Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон заявил, что Россия готовит "крупнейшую войну в Европе с 1945 года". Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон сказал, что "действительно кажется, особенно в отчетах [разведки], которые мы видели, что вероятность вторжения в Украину со стороны России неизбежна". Министр иностранных дел Канады Мелани Джоли заявила: "Последняя информация, которой я располагаю, заключается в том, что угроза реальна и неизбежна…"
Все пять стран призвали своих граждан срочно покинуть Украину. США направили солдат для координации открытия коридоров на польско-украинской границе, через которые могли бы бежать граждане США. США считают, что ситуация достаточно серьезная, и они договорились, что тем гражданам, которые покидают страну по коридору или летят в США, не нужно будет предоставлять тесты на COVID-19 – единственное такое исключение из правил тестирования на COVID-19 в Америке.
Британцы, канадцы, австралийцы и американцы эвакуировали свои посольства из Киева во Львов (за исключением Канады, которая сначала переехала во Львов, а затем полностью вывела свою дипломатическую миссию из Украины). Четыре страны ранее объявили, что они отправили большую часть своего дипломатического персонала на родину и эвакуировали все семьи посольств. Американцы даже закрыли резидентуру ЦРУ в Киеве и перенесли ее во Львов.
Канадские, британские и американские военные, которые консультировали украинских военных, эвакуированы. Все пять стран заявили, что поддержат Украину, однако вопрос об отправке войск для поддержки украинских Вооруженных сил не рассматривается. Даже резидентура ЦРУ США эвакуирована во Львов. Ни одна из этих стран не хочет рисковать случайной гибелью граждан, что приведет к серьезной эскалации кризиса.
Основываясь на этих реакциях, было бы справедливо предположить, что информация, которую видели эти мировые лидеры, рисует очень мрачную картину. Эти лидеры не "паникуют" и не стали бы рисковать своим авторитетом в обществе и рейтингом среди избирателей, если бы они не увидели разведданные, убеждающие, что вторжение действительно "неизбежно".
4. Президента Зеленского беспокоил тот факт, что ЕС не вводит новые санкции против России уже, превентивно.
Вводить новые санкции против России сейчас стратегически неразумно. Если Россия будет наказана до того, как осуществит свое вторжение, то это лишит Россию стимула не нападать и вместо этого поставит Путина в ситуацию, когда ему "нечего терять", – худшую из возможных. Нужно предлагать "кнут и пряник", если хотим убедить самую большую страну мира сотрудничать. Путин должен чувствовать, что еще есть время передумать и что все вернется к "нормальному состоянию", если он продолжит дипломатические переговоры с Западом.
5. Президент Зеленский, несмотря на то, что не верит, что российское вторжение "неизбежно", сделал запрос на оружие, включительно с военными кораблями и оружием, "предназначенным для Афганистана".
Это само по себе кажется противоречивым: если угроза вторжения не настолько вероятна, то какая необходимость в большем количестве вооружений? Тем не менее действительно есть несколько причин, по которым западные союзники не делятся своими новейшими оборонными технологиями с Украиной. Некоторые страны (например, Германия) обеспокоены тем, что отправка большего количества боевого оружия только дестабилизирует ситуацию и создаст дополнительные проблемы. Точно так же другие подсчитали, что они не могут позволить себе рисковать своими отношениями с Москвой, – их больше волнует газ из России, чем российско-украинский конфликт. В итоге иностранные лидеры делают то, что отвечает интересам их стран, прежде чем беспокоиться о помощи другой стране.
Цинично, но есть еще один фактор, о котором вы не услышите из Белого дома, но это, безусловно, реальный фактор: коррупция в Украине и серьезное убеждение, что украинцы быстро потерпят поражение во время российского вторжения, ведущее американцев к выводу, что делиться новыми оборонными технологиями, которые в результате сможет заполучить Россия, противоречит интересам национальной безопасности Америки. Аргумент прост: какой смысл давать украинцам новое оружие, если оно не улучшит обороноспособность Украины, но окажется в руках России? США не могут рисковать тем, что россияне завладеют этими технологиями, которые разрабатывались в течение многих лет и стоят десятки миллионов долларов. Американцы ставят свою национальную безопасность и защиту на первое место.
Во всех этих случаях есть несколько общих моментов: Киев не понимает, как и почему действуют США и их партнеры, поскольку не осознает, что каждая страна все-таки действует в интересах своей национальной безопасности, даже поддерживая Украину. Запад – это не “просто дружественные соседи”. Скорее, Запад принимает стратегическое решение помочь Украине до того, как далее решаются тактические вопросы о том, как именно помочь в более широком контексте всех дипломатических, военных и экономических интересов страны. Это отсутствие самосознания не ново – Украина в течение многих лет просила о вступлении в НАТО и Европейский союз с одними и теми же избитыми аргументами. К сожалению, украинские лидеры всегда не могли ответить на самый главный вопрос европейских и американских правительств: "Мы знаем, чего вы хотите. Но чем это выгодно для граждан наших стран?"
Источник: "ГОРДОН"