Виктор Андрусив
ВИКТОР АНДРУСИВ

Украинский блогер, политический аналитик

Все материалы автора
Все материалы автора

Выборы невозможны без устойчивого перемирия

Когда уже выборы? Вопрос, который я слышу чаще, чем "когда закончится война", – это "когда уже выборы". Что ж, напишу более подробный ответ, хотя он будет временным, поскольку есть очень и очень заинтересованные политики, чтобы регулярно поднимать этот вопрос.

Логика срока предстоящих выборов.

Самое главное, что все должны осознать, – выборы невозможны без устойчивого перемирия. Слово "устойчивое" здесь является ключевым. Очень многие люди думают, что только будет какое-то перемирие – сразу объявят выборы. Это невозможно. Перемирие должно быть устойчивым, то есть работающим в течение какого-то времени. Минимально разумный срок этой устойчивости – три месяца, в течение которых стороны будут на 100% соблюдать тишину. Любое нарушение тишины обнуляет перемирие и перезапускает срок "устойчивости".

Идем дальше. Выборы требуют демобилизации. Если все думают, что заключилось перемирие и началась демобилизация, – то это не так. Очевидно, что первые три месяца мы будем сохранять свои силы на случай нарушения перемирия. Больше того, мы точно не начнем демобилизацию, если это не начнут делать орки. Но при идеальных условиях сама демобилизация будет происходить волнами. Это будет растянутый во времени процесс минимум на полгода. Притом, что даже с демобилизацией мы будем сохранять достаточно значительные Вооруженные силы в принципе. Потенциально мы, военные, можем проголосовать, будучи в ВСУ, но гораздо более сложным вопросом является баллотирование. А сейчас очень большое количество общественных лидеров находятся в Вооруженных силах.

Далее – реестр избирателей. Понятно, что предыдущий реестр избирателей неактуален. Нужно делать новый и делать после боевых действий. Это тоже длительная процедура, которая по-хорошему занимает год времени. В срочных условиях можно попытаться сократить до шести месяцев, но это тоже срок. Также должен быть изменен закон о выборах, который явно не соответствует новой реальности.

Еще далее – голосование за границей. Один из самых больших вызовов – это организация голосования за границей. Сейчас там от 3 млн до 5 млн граждан. Помните, в Молдове именно голоса зарубежных молдаван спасли Санду? В Украине есть адепты "голосования через "Дію" – это невозможно. Кроме того, что подобная инициатива будет заблокирована оппозицией, она нарушает базовую ценность выборов – "тайность голосования". Поэтому решение по этой теме еще только требует нахождения.

Подводя итог, выходим на шесть – девять месяцев с момента заключения перемирия. Реальные переговоры о мире начнутся осенью, с возможностью заключения перемирия до конца года. Шансы на это я даю малые. Более реально, что это произойдет следующей зимой. Так что если до декабря будет заключено перемирие и оно продержится до весны 2026 года – выборы будут летом. Если весной – то осенью 2026-го.

Теперь – почему мы так много слышим о выборах? Есть две категории политиков, которые постоянно подливают масла в эту тему. Первая – это старые политики типа Тимошенко или Порошенко. Для обоих них разговоры о выборах – это способ держать свою команду целой и не дать ей разбежаться. Особенно здесь активна Тимошенко, которая закупает множество рекламы, что скоро выборы. Вторая категория – это не занятые войной политики власти. Поскольку им нечего делать, они регулярно поднимают вопрос необходимости готовиться к выборам и придумывают, как переизбрать Зеленского на второй срок. Это исключительно их инициатива, которая пока не имеет поддержки на верху.

Какие выборы все-таки возможны? Тем не менее есть вероятность так называемых технических или формальных выборов. Эта вероятность была значительной в начале этого года. Поскольку власти опасались, что Трамп поддержит тезис Путина о нелегитимности украинской власти. На такой случай рассматривался вариант быстрых формальных выборов президента, фактически на срок военного времени. То есть не полноценные выборы, а чисто формальные. Однако Путин в первых разговорах с Трампом не поднял этот вопрос. И последний решил, что этого препятствия нет. Поэтому когда Путин вдруг вспомнил эту шарманку, Трамп разозлился. На данный момент этот вопрос не стоит на повестке дня.

Источник: Політика Андрусіва / Telegram

Опубликовано с личного разрешения автора

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.
Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать