$41.28 €43.46
menu closed
menu open
weather 0 Киев
languages
Виктор Трепак
ВИКТОР ТРЕПАК

Экс-замглавы СБУ

Все материалы автора
Все материалы автора

Венедиктова не стала лично подписывать подозрение Порошенко. Она уже выстраивает свое политическое будущее и не видит его с Зеленским

В истории с новым подозрением Порошенко все сосредоточились на роли президента Зеленского и его офиса и как-то забыли о главном действующем лице этого процессуального действия – генеральном прокуроре Венедиктовой. Лично же меня очень порадовала именно госпожа генпрокурор. Она – удивительный молодец! Так умело "ускользнуть" из, казалось бы, политически патовой ситуации могла только Ирина Валентиновна – с ее незаурядным талантом ориентироваться, предвидеть и использовать.

Хочу напомнить, что Венедиктова "заходила" на нынешний пост не как 100%, а как 200% "свой" генпрокурор для президента Зеленского. "Заходила" в ситуации, когда Рябошапку уволили с должности генпрокурора фактически за то, что он отказался наскоро подписывать подозрение Порошенко, как того хотели в Офисе президента.

Венедиктова на заседании Верховной Рады 17 марта 2020 года, когда рассматривался вопрос назначения ее генпрокурором, обещала быстро справиться с этой "задачей партии". Тогда нардепы от "Слуги народа" напрямую спрашивали Венедиктову, подпишет ли она подозрение Порошенко. "Могу ответить, – сказала без пяти минут генпрокурор, – все, что может быть быстро и законно завершено, будет быстро и законно завершено. Нет возможности долго разбираться".

Несколько позже (29 мая 2020 года) в эфире одного из телеканалов генпрокурор Венедиктова заявила, что подпишет пятому президенту Украины Порошенко подозрение, когда будут законные основания. Практически то же она сказала во время своего недавнего вояжа в США, комментируя обнародованную мной информацию о подготовке подозрения Порошенко. Венедиктова сказала: "Почти два года как я – генеральный прокурор, и два года я слышу о новых подозрениях [бывшим президентам]. Прокомментировать, будут они или не будут, – я прокомментирую, когда у меня будут процессуальные решения. На сегодняшний день таких процессуальных решений нет".

Очевидно, лукавила Ирина Валентиновна, давая такой комментарий. Не могла она как генпрокурор не знать, на какой стадии находится подготовка подозрения Порошенко, а также того, что проект этого подозрения тогда изучался в Офисе президента на предмет политической целесообразности его реализации. Да и сама заграничная командировка Венедиктовой, как представляется, была в это время совершенно неслучайной. Я тогда предположил, что таким образом генпрокурор хочет перевести эту щекотливо ответственную функцию на одного из своих заместителей. Таким образом "убиваются два зайца": и "задача партии" выполнена, и "эти руки ничего не делали".

Насколько известно, поездка Венедиктовой в США не была согласована на Банковой. В офисе Ермака были очень "расстроены" столь неожиданной самостоятельностью своего генпрокурора, видя в ее действиях самостоятельную политическую игру уже на международном уровне.

Отменяя депутатскую неприкосновенность, законодатель фактически передал право решения вопроса об уголовной ответственности народных депутатов одному должностному лицу – генеральному прокурору. Бесспорно, если эта должность вакантна или генпрокурор находится в длительном отпуске или на лечении, то при неотложных обстоятельствах подозрение народному депутату формально-юридически может подписать и исполняющий обязанности генпрокурора.

Но подписание подозрения Порошенко одним из заместителей генпрокурора в статусе "и.о. генпрокурора" – это, по-моему, совсем не тот случай. Во-первых, Порошенко далеко не рядовой депутат – он бывший президент Украины, лидер парламентской фракции, главный политический оппонент нынешнего главы государства. И именно лично генпрокурор должна была подписать ему подозрение, чтобы снять (или, по меньшей мере, минимизировать) сомнения в политическом подтексте такого подозрения. Во-вторых, многие признаки указывают на то, что подпись "и.о. генпрокурора" под подозрением Порошенко появилась из-за попыток действующего генпрокурора любым способом избежать такого подписания.

Как уже отмечалось, Венедиктова публично заявляла, что подпишет подозрение Порошенко, "когда будут законные основания". Следовательно, к генпрокурору Венедиктовой возникает закономерный вопрос – если она лично не подписала подозрения, значит ли это отсутствие законных оснований для такого подозрения экс-президенту? Несмотря на свой неожиданно срочный отпуск, генпрокурор должна лично объяснить обществу свою правовую позицию относительно этого подозрения, суть которого она, по моему глубокому убеждению, знает в деталях. Тем более что Ирина Валентиновна обещала это сделать, когда "будут какие-то процессуальные решения". Пока такое решение есть – и не "какое-то", а подозрение в государственной измене и содействии террористической деятельности.

Возможно ли, что причина неподписания Венедиктовой подозрения Порошенко совсем в другом – в стремлении избежать ответственности за это решение, когда изменится политическая ситуация?

На мой взгляд, таким образом Венедиктова уже выстраивает свое политическое будущее. Она уже не видит его с Зеленским. Так сказать, Алиса уже выросла и сказка о девочке, которая лишь выполняет указания Офиса президента и украшает собой место генпрокурора, лопнула. Она знает о том, что принято политическое решение "уйти" ее с должности генпрокурора, поэтому она не хочет участвовать в не своей игре против Порошенко.

Поэтому и ее решение может быть обусловлено не правовыми, а прагматично-политическими мотивами – чтобы сохраниться на вершине власти и продолжить ту невероятно сногсшибательную карьеру, которую она сделала за семь месяцев (с августа 2019-го по март 2020 года) – стать поочередно народным депутатом, председателем парламентского комитета, главой ГБР и генпрокурором. Такая уникально талантливая личность еще может принести много пользы нашему государству.

Источник: Віктор Трепак / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.