Черепа, кузнечики, муравьи, воздушные слоны, огненные жирафы: загадочные символы полотен Дали

Черепа, кузнечики, муравьи, воздушные слоны, огненные жирафы: загадочные символы полотен Дали Дали: Разница между мной и сумасшедшим – в том, что я-то не сумасшедший
Фото: loc.gov

Сюрреалист Сальвадор Дали на своих полотнах отразил собственные страхи и сны.

23 января 2019 года исполняется 30 лет со дня смерти испанского художника-сюрреалиста Сальвадора Дали. За эксцентричный образ жизни и обилие загадочных символов на полотнах его часто называли безумцем. "Разница между мной и сумасшедшим – в том, что я-то не сумасшедший", – говорил Дали о себе.

В 17-летнем возрасте молодой художник потерял мать. Трагедия навсегда оставила отпечаток в его сознании: он ощутил, что все живое в мире конечно, и изображал на своих картинах смерть в различных ее проявлениях. В частности, одним из наиболее используемых символов в картинах Дали является череп.

С детства у художника развилась фобия кузнечиков. Он впадал в истерический страх, увидев представителей этого семейства насекомых, а позже часто изображал их на своих полотнах как символ ужаса и настороженности.

Фото: pixabay.com "Великий мастурбатор", 1929 год. Фото: dali-art.ru

Также Дали терпеть не мог муравьев и нашел им место на своих картинах. Эти насекомые в мирах Дали отражали тлен и бренность.

Зачастую он изображал отдельные части тела, которые лишь под определенным углом объединялись в единое целое: иногда это было лицо или тело человека, иногда – другая, не менее целостная композиция.

Ф "Слоны", 1948 год. Фото: muzei-mira.com

Излюбленным символом художника были воздушные слоны, передвигающиеся на тонких лапах. В противовес насекомым, которых Дали изображал статичными, тяжеловесными, слоны как бы парили над землей. В парке своего замка Пуболь Дали установил скульптуры двух железобетонных слонов, зафиксированных на тонком каркасе, сделанном в виде ног насекомых.

Также героями полотен мастера являются горящие жирафы. Этот символ он стал использовать накануне Второй мировой войны. Они олицетворяли наступающие бедствия. 

Фото: artchive.ru Горящие жирафы и телефоны, 1957 год. Фото: artchive.ru

Позже похожие символы – огненных лошадей – изобразил коллега и соотечественник Дали, кубист Пабло Пикассо, в своей знаменитой картине "Герника".

Образы Дали создавал в пограничном состоянии между сном и явью. Он засыпал, сидя на стуле, со связкой ключей в руке. Когда тело расслаблялось, погружаясь в сон, ключи падали, будя мастера. Дали признавался, что в эти минуты его сознание рисовало сюрреалистичные картины, которые ему оставалось отразить на полотне.

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать