Информация о возможном освобождении осужденных российскими оккупационными властями Крыма заместителей главы Меджлиса крымскотатарского народа Ахтема Чийгоза и Ильми Умерова держалась в секрете. Об этом уполномоченный президента Украины по делам крымскотатарского народа, нардеп от Блока Петра Порошенко Мустафа Джемилев сообщил в эфире "5 канала".
"Во-первых, это была просьба самого Петра Алексеевича (президента Украины Петра Порошенко. – "ГОРДОН"), чтобы не сорвалось. Потом из МИД (Министерства иностранных дел. – "ГОРДОН") нам говорили: пока в прессу не надо давать, вдруг что-то сорвется. Главное же и для президента, и для нашего МИД – освобождение этих людей, а не какая-то сенсация", – сказал он.
По словам Джемилева, информацией поделились уже тогда, когда вылетевший из Анапы самолет с Чийгозом и Умеровым был за пределами России.
Осужденных в Крыму Умерова и Чийгоза 25 октября отправили в Турцию. По словам лидера крымскотатарского народа Мустафы Джемилева, это стало возможным благодаря договоренностям, достигнутым во время визита президента Турции Реджепа Эрдогана в Украину.
По информации журналиста Антона Наумлюка, президент РФ Владимир Путин помиловал Чийгоза и Умерова, а соответствующие указы засекречены. Адвокат Николай Полозов заявил, что они о помиловании не просили.
Президент Украины Петр Порошенко поблагодарил Эрдогана "за его усилия в освобождении наших героев, как мы договорились в Нью-Йорке и Киеве".
Чийгоз был задержан в январе 2015 года за участие в митинге в поддержку территориальной целостности Украины, который прошел перед зданием Верховного Совета Крыма 26 февраля 2014 года. Его обвинили в организации массовых беспорядков. 11 сентября 2017 года подконтрольный России Верховный суд аннексированного Крыма приговорил Чийгоза к восьми годам колонии строгого режима.
Против Умерова 19 мая 2016 года ФСБ России открыла дело по обвинению в экстремизме за "публичное выступление с призывами о необходимости нарушения территориальной целостности РФ". 27 сентября 2017 года суд в оккупированном Симферополе приговорил его к двум годам колонии-поселения.