Хржановский: Наши фильмы сложные. Один длился шесть часов. Но за все это время из тысячного зала на Берлинале вышли всего человек восемь G

Хржановский: Наши фильмы сложные. Один длился шесть часов. Но за все это время из тысячного зала на Берлинале вышли всего человек восемь Афиша премьерного показа проекта "Дау" в Париже
Фото: ЕРА

В немецкой прессе были крайне негативные отзывы о фильмах из проекта "Дау", которые попали в программу Берлинского кинофестиваля 2020 года, сказал в комментарии изданию "ГОРДОН" российский режиссер Илья Хржановский.

Художественный руководитель Мемориального центра Холокоста "Бабий Яр", режиссер Илья Хржановский представлял на 70-м международном кинофестивале Берлинале также и Украину. В программе были сразу две ленты из его масштабного кинопроекта "Дау". В частности, в конкурсной программе Берлинале 2020 участвовал фильм "Дау. Наташа". Вторую ленту "Дау. Дегенерация" зрителям презентовали в рамках специального показа. Оба фильма – совместного производства Украины, Германии, Великобритании, России.

Фильм "Дау. Наташа" – часть 700-часового проекта "Дау" – получил на Берлинале "Серебряного медведя" за выдающиеся художественные достижения. В комментарии изданию "ГОРДОН" Хржановский рассказал о своих впечатлениях от прошедшегося в Берлине кинофестиваля.

"Последние пять лет в Харькове – время самой интенсивной работы над проектом "Дау". Надо признать, это сложный опыт. Многие сотрудники, в том числе ведущие творческие сотрудники, были украинцами. Собран огромный объем реквизита, десятки тысяч костюмов, предметов мебели. Сам по себе Харьков – тяжелый город, сплошь состоящий из травм. Я выбрал его сознательно, как город с актуальным советским духом и трагической судьбой – сотни тысяч загубленных людей во время репрессий, во время Голодомора, гигантские жертвы Второй мировой войны. Все это находит отражение в этом мощном индустриальном и интеллектуальном городе. Несмотря на то, что там уничтожены целые пласты культуры, Харьков по-прежнему порождает выдающихся деятелей искусства", – отметил Хржановский.

По его словам, за время кинофестиваля фильм "Дау. Наташа" был продан для проката в 15 стран мира.

"Проект "Дау" вызывает сильные эмоции, поэтому мы уже привыкли к поляризации – к самым разным отзывам. Одних людей проект привлекает, другие не готовы к такому. На конкурсе в Берлине показывали два фильма из цикла – "Дау. Наташа" и "Дау. Дегенерация". Фильмы сложные. Один длился два часа, другой – шесть. Но за все это время из тысячного зала вышли всего человек восемь. То есть люди готовы иметь дело с таким материалом и для меня это очень показательно. Самое огорчительное, когда люди, ничего не глядя, пользуясь слухами, выносят свои суждения. При этом прокатная судьба у фильмов есть. "Дау. Наташа" уже продана в разные страны – только за время кинофестиваля в 15 стран", – сказал режиссер.

Он подчеркнул, что негативные отзывы о его фильмах были в основном в немецкой прессе.

"Например, в Guardian или The New York Times вышли статьи с замечательными отзывами, а в немецкой прессе отзывы были в основном ужасные. Хотя по логике должно быть наоборот, ведь как раз в Германии допускают более радикальные вещи, а англо-саксонская культура, напротив, более консервативна. Возможно, такая реакция связана с глубоко спрятанными стереотипами немецкого общества. В фильме есть жесткие сцены. И они добираются до этих скрытых пластов, сформированных тоталитарным наследием. По сути, те, кто в СССР и Германии пытали, убивали, доносили, не были какими-то иными людьми. Они не являлись преступниками изначально, а были такими же людьми, как и те, кого мы видим сейчас вокруг нас", – заявил Хржановский.

Помимо съемок кино, еще одной значимой работой в Украине режиссер считает создание центра исследования Холокоста. В декабре 2019 года он стал художественным руководителем Мемориального центра Холокоста "Бабий яр". По его мнению, это весьма значимый для европейской культуры памяти проект, и он надеется привлечь к его реализации деятелей мировой культуры.

"Украина всегда была частью моей жизни. У меня мама родилась в Виннице. И бежала летом 1941 года от Холокоста. Сейчас никого из родни не осталось – все уехали в Израиль или Америку. Но их рассказы об Украине, о жизни еврейского местечка всегда были частью моей жизни, хотя я родился и вырос в Москве. Работа над созданием мемориального центра "Бабий Яр" сложная и важная для меня. Ведь это не авторский проект. Речь идет о части коллективной памяти Украины. Здесь нужно нащупать такой язык, на котором можно говорить об этой ситуации, чтобы люди могли ее прочувствовать. Ведь по идее человек должен любить и прощать другого человека. А все беды в мире из-за того, что где-то любовь и сочувствие к ближнему были нарушены ради чего-то другого. Мне кажется, сейчас есть возможность реализовать идею центра памяти Холокоста в Украине. Надеюсь, мне в этом помогут деятели мировой культуры", – резюмировал режиссер.

Проект "Дау" включает 14 фильмов, производство которых началось в 2008 году. Съемки проходили в Харькове, где авторы кинопроекта в точности реконструировали быт, социально-культурную и политическую жизнь СССР в первой половине ХХ века, в частности построили большую декорацию в виде научно-исследовательского института. В фильме снимались несколько сотен человек, в том числе основатель издания "ГОРДОН", журналист Дмитрий Гордон, экс-мэр Киева Леонид Черновецкий, политики Нестор Шуфрич и Михаил Добкин и другие известные люди.

В основе киноцикла – мемуары Конкордии Дробанцевой, жены выдающегося советского физика, лауреата Нобелевской премии 1962 года Льва Ландау.

Хржановский родился в России, но в 2009 году уехал из страны. Член Европейской академии киноискусств. В Украине кинорежиссер прожил пять лет. Сейчас живет в Лондоне.

В 2019 году премьерные показы кинопроекта "Дау" в Париже собрали многочисленную зрительскую аудиторию (более 40 тыс. человек). При этом картины запрещены к показу на территории России. В марте 2014 года Хржановский подписал письмо коллегам из Украины, в котором осудил российскую военную интервенцию.

Фестиваль Берлинале 2020 проходил в столице Германии с 20 февраля по 1 марта.

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать