В публикации говорится, что 17 июля в Верхней палате Верховного Суда Украины состоится судебное разбирательство, в котором одной стороной выступает столичная прокуратура, другой – владелец здания, компания ЧАО "Центрелеватормлинстрой". Третьей стороной в суде, не заявляющей собственных исковых требований, выступает семья французско-украинского предпринимателя Мишеля Терещенко.
В публикации подчеркивается, что ЧАО "Центрелеватормлинстрой" получило право собственности на здание в 2009 году и обязалось его отреставрировать. В компании утверждают, что имеют разработанный проект реставрации здания, но разрешение на начало работ пока получить не удается, поскольку власти города ожидают результата пересмотра дела в суде.
Застройщик заявляет, что абсолютно законно приобрел это имущество и законно вел себя в период владения этим имуществом и настроен действовать так и дальше. По словам юриста, представляющего застройщика в суде, Олега Пантии, исковые требования киевской прокуратуры, выдвинутые в 2021 году, заключаются в расторжении инвестиционного договора.
Юрист утверждает, что с 2009 года уже несколько раз прошла исковая давность заявления, составляющая три года. Кроме того, не решен вопрос с землей, на которой расположено здание, что было приватизировано собственником в рамках отдельной процедуры в 2011 году. Без земельного участка судьбу усадьбы решить невозможно, однако прокуратура игнорирует этот вопрос, говорит юрист. По его мнению, если город выиграет иск, он не сможет должным образом заботиться о здании – практика подобных процессов доказывает, что сооружения, возвращенные в государственную собственность, быстро разрушались, так как у города не было средств на их реконструкцию или реставрацию.
В публикации приводится позиция Украинского общества охраны памятников истории и культуры (УООПиК), согласно рекомендациям которого владелец может приступить к реставрации с приспособлением под офисные помещения нежилого дома.
Председатель Киевской организации УТОПИК Анатолий Фролов подтвердил, что застройщик обязался не только выполнить все рекомендации УТОПИК, но и еще раз пригласить членов организации перед началом реставрации, чтобы окончательно согласовать их действия.
"По словам Фролова, в процессе реставрации никаких смен фасада или крыши здания не будет. Застройщик будет вынужден в процессе реставрации здания строго соблюдать все предусмотренные законодательством нормы", – говорится в публикации.
В статье представлена также позиция третьей стороны – жены потомка украинских меценатов Мишеля Терещенко Елены. Комментируя вопросы дальнейших планов на усадьбу Терещенко, если суд вынесет решение в пользу прокуратуры, она отметила, что там планируют создать музей благотворительности.
Отвечая на вопрос, имеет ли семья достаточно финансирования на такой проект, она отметила, что, если нужно, Фонд Терещенко будет привлекать для этого дополнительные средства, но пока этот вопрос не обсуждается.
"Эта фирма должна была взять на себя всю полноту инвестиционных обязательств. То есть отреставрировать здание. И на этом основании им была передана усадьба Терещенко – по инвестиционному конкурсу, я еще раз подчеркиваю", – отметила Терещенко.
В статье говорится, что препятствием для реставрации здания является именно судебная волокита – если бы не она, здание уже было бы восстановлено. И, если так будет продолжаться, через три года усадьба будет разрушена окончательно.
Если же реставрации не будут препятствовать, максимум через три года застройщик берет на себя обязательство под контролем УТОПИК полностью завершить реставрационные работы.
Delo.ua опубликовало проект, как может выглядеть усадьба после реставрации. Фото: delo.uа
"Поэтому вопрос, чего действительно добиваются прокуратура и семья Терещенко, остается открытым. Понятно одно: если суд примет решение не в поле закона, здание разрушится. И город будет лишен уникального архитектурного памятника", – подытоживает автор публикации.