По последним данным Всемирного банка, ВВП России составляет $2,24 трлн, тогда как ВВП Европейского союза – $16,75 трлн. "На бумаге" это означает, что Европа гипотетически может продержаться дольше РФ, если российско-украинская война станет войной экономического истощения. Другими словами, у Европы действительно есть деньги, чтобы закрыть "американскую брешь", пишет CNN.
Сложность состоит в том, как это работает политически. В состав ЕС входят 27 суверенных государств, имеющих разную внешнюю политику. Некоторые из них являются членами НАТО, некоторым удобно покупать американское оружие и отправлять его в Украину, некоторые географически близки к РФ и боятся, а другие "защищены километрами земель и десятилетиями наслаждаются экономическими отношениями с Россией".
Впрочем, в течение войны европейское мышление эволюционировало, считают аналитики. В начале полномасштабного вторжения роль Брюсселя понимали как предоставление финансовой помощи и прием беженцев, тогда как США занимались оружием. Теперь ЕС относится к обороне серьезнее.
Недавно Евросоюз обнародовал план создания европейской оборонной промышленности, которая в будущем могла бы конкурировать с американской. Но этот долгосрочный план еще очень далек от того, чтобы стать реальностью, и уже задает неудобные вопросы государствам-членам: стоит ли деньги ЕС тратить за пределами блока, где строить заводы и т.д.
Чиновники стран Восточной Европы пытаются убедить своих коллег в том, что безопасность Украины – то же, что и безопасность Европы. Страны, имеющие общие границы с Россией, почти повсеместно разделяют мнение, что единственный способ обезопаситься от расширения российской агрессии – сделать НАТО настолько сильным, что нападение на него "будет немыслимым даже для президента Владимира Путина".
Как подчеркивают аналитики, чем дольше затягивается война, тем больше вероятность появления усталости. Чем больше давление на внутренние бюджеты и на такие вещи, как государственные услуги и пенсии, тем труднее становится оправдать предоставление другой стране денег на войну.
"И это именно та точка, в которой европейское мышление может пойти одним из двух путей: убедиться, что Украина победит Россию ради всего континента или спросить, а какое это имеет отношение к нам? Да, Европа может восполнить пробел, оставленный США, и в некоторых аспектах пытается это сделать. Но все зависит от того, смогут ли крупнейшие союзники Украины в Европе продолжать выигрывать спор", – подытоживают авторы статьи.