Он подчеркнул, что особенно пристальное внимание при проверке чистоты сделки следует уделять ситуации, когда отчуждение недвижимости происходит по поручению собственника, который находится за границей. Также нужно быть настороже, если имущество, бывшее в общей собственности супругов, продают после расторжения брака. В списке тщательной проверки, по мнению Давитяна, должны оказаться и продавцы из так называемых групп риска – это люди, страдающие различного рода зависимостями и имеющие наглядные признаки таких состояний и расстройств психики.
"Конечно же, в открытых источниках информацию о пребывании на учете в специальных учреждениях таких граждан рядовой покупатель не сможет найти, но нужно осознавать риски признания подобных сделок недействительными, что может привести к многолетней судебной тяжбе с неясными перспективами", – уточнил он.
Давитян добавил, что потенциального покупателя должна насторожить история объекта – в первую очередь, частый переход прав на объект непосредственно перед сделкой.
"Данное обстоятельство может быть связано либо с техническими рисками, либо с юридическими. И то, и другое вполне можно проверить. Это может означать, что недвижимость имеет определенные технические скрытые дефекты, провоцирует постоянные перепродажи объекта или попытки создать длинную цепь переходов прав собственности на объект с целью скрыть юридическую проблему, присущую такой недвижимости (например, ее первоначальное приобретение незаконным способом)", – отметил бизнесмен.
Если в договоре о купле-продаже не отражена реальная стоимость объекта, это тоже может стать рисковым фактором, так как в случае признания сделки недействительной речь может идти только о возвращении суммы, указанной в соглашении. Но и в такой ситуации у профессиональных практикующих консультантов в сфере недвижимости есть советы и рекомендации, как правильно и условно безопасно оформлять обязательства на оставшуюся сумму, официально не указанную при сделке.
"Конечно же мотивы у разных людей различны для подобного поведения – это и банальное нежелание сообщать свое состояние, и наличие долговых обязательств, финансово-налоговые мотивы, репутационные мотивы для публичных лиц, семейно-родственные сложности и тому подобное", – перечислил Вемир Давитян.