Результаты проведенного экспертом Кириллом Усковым анализа записей разговоров по делу лидера партии "Рух нових сил" Михаила Саакашвили и беглого бизнесмена Сергея Курченко заместитель генерального прокурора Украины Евгений Енин считает российской пропагандой. Об этом он заявил в Facebook.
"Российская пропаганда, как всегда, не отличается особым разнообразием – находят "экспертов" с радиорынков и ссылаются на неизвестных экспертов КНИСЭ. Единственный, но существенный прокол россиян и их пятой колонны в Украине – орган следствия (СБУ) и ГПУ не обращались в КНИСЭ для проведения экспертизы "пленок Курченко–Саакашвили", – написал Енин.
Он также прокомментировал реплику одного из пользователей, который выразил мнение, что в данной ситуации ГПУ следует сделать все возможное, чтобы доказать, что записи настоящие.
"Может, мы оставим право решать вопрос о допустимости доказательств, их достаточности суду? Это не к вам лично, но когда вся страна разбирается одновременно в футболе, политике и уголовном процессе, разве это нормально? Идет гибридная война, правоохранителям удалось раскрыть планы российских спецслужб – неужели вы думали, что они поднимут руки и покаются? Абсолютно естественно, что активизируются информационные вбросы о "сфальсифицированных пленках, подброшенных деньгах, политических преследованиях", используя ресурсы, которые украинцы не подозревают в сотрудничестве с Россией", – написал Енин.
Мнение эксперта по фоноскопии Киевского независимого судебно-экспертного учреждения (КНСЭУ) Кирилла Ускова впервые привел в блоге на "Украинской правде" журналист Алексей Братущак.
Усков заявлял, что записи разговоров, которые, по сведениям ГПУ, вели Саакашвили, Курченко и их доверенные лица, не могут анализироваться как цельный аудиофайл, поскольку состоят из 24 фрагментов, записанных в разное время и смонтированных ради иллюстрации позиции обвинения.
5 декабря генеральный прокурор Юрий Луценко заявил, что окружение Саакашвили получило из России около $500 тыс. на финансирование митингов для свержения украинской власти. По его словам, целью акций лидера "Руху нових сил" было прекращение уголовного преследования в отношении беглого бизнесмена Сергея Курченко и восстановление его контроля над активами в Украине. ГПУ также обнародовала аудиозаписи телефонных разговоров, якобы подтверждающие это.
Саакашвили заверил, что не знаком с Курченко, а записи ГПУ назвал фейком.
Прокуратура требовала для политика меру пресечения в виде домашнего ареста с ношением электронного браслета.
11 декабря Печерский райсуд Киева отклонил ходатайство обвинения и отпустил Саакашвили на свободу.
Второй фигурант пленок, помощник Саакашвили Северион Дангадзе, был арестован на 60 суток.
Луценко 11 декабря пообещал привлечь иностранных экспертов для проверки подлинности пленок.