$41.28 €43.46
menu closed
menu open
weather 0 Киев
languages

Новиков считает, что политзаключенные Выговский, Чирний и Кияшко могут стать участниками следующего обмена

Новиков считает, что политзаключенные Выговский, Чирний и Кияшко могут стать участниками следующего обмена Новиков напомнил о судьбе трех украинцев, которых не удалось обменять 7 сентября
Фото: Илья Новиков / Facebook

Валентин Выговский и Игорь Кияшко, которых в РФ осудили якобы за шпионаж, а также последний участник "группы Сенцова" Алексей Чирний могут рассматриваться как кандидаты на обмен во время будущих переговоров, считает российский адвокат Илья Новиков.

Осужденные в РФ украинцы Валентин Выговский и Игорь Кияшко, а также крымский активист Алексей Чирний могут оказаться в следующем списке на обмен удерживаемыми лицами между Украиной и Россией. Об этом в интервью "Громадському" 9 сентября сказал адвокат Илья Новиков.

"У меня есть двое подзащитных, которые были осуждены в России по обвинению в шпионаже. Это Валентин Выговский и Игорь Кияшко. Очень надеюсь, что они попадут во второй раунд переговоров. Есть Алексей Чирний, последний участник "группы Сенцова". Когда [крымского кинорежиссера Олега] Сенцова арестовали, было очень много разговоров о том, что это разветвленная сеть. Но фактически перед российским судом предстали только четыре человека. Трое из них – Сенцов, [Александр] Кольченко и Геннадий Афанасьев – находятся дома, а Алексей Чирний все еще в заключении, ему полтора года осталось из назначенного российским судом срока", – рассказал Новиков.

По его информации, вопрос об освобождении этих трех политзаключенных поднимался уже во время переговоров о сентябрьском обмене.

Новиков подчеркнул, что большая часть украинцев, которые находятся в местах лишения свободы в РФ, не попала в списки на обмен. При этом в основном речь идет о крымских татарах, осужденных по статьям об экстремизме.

7 сентября между Украиной и РФ состоялся обмен удерживаемыми лицами в формате "35 на 35". В Украину вернулись 24 военнопленных моряка, а также другие незаконно удерживаемые Россией украинцы: Олег Сенцов, Александр Кольченко, Владимир Балух, Роман Сущенко, Николай Карпюк, Станислав Клих, Павел Гриб, Евгений Панов, Артур Панов, Эдем Бекиров и Алексей Сизонович.

России передали, в частности, главного редактора "РИА Новости Украина" Кирилла Вышинского, бывшего переводчика премьер-министра Украины Владимира Гройсмана Станислава Ежова, бывшего начальника "бригады противовоздушной обороны ДНР" Владимира Цемаха, которого называют ключевым свидетелем по делу о крушении самолета рейса МН17, осужденного за участие в террористической организации россиянина Виктора Агеева и других.

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что "первый этап" договоренностей между ним и российским лидером Владимиром Путиным выполнен.

Украинский омбудсмен Людмила Денисова сообщила, что на территории России и аннексированного Крыма остается более 110 незаконно удерживаемых украинцев.

В мае 2014 года в Симферополе были арестованы четверо проукраинских активистов: Геннадий Афанасьев, Алексей Чирний, Олег Сенцов и Александр Кольченко. В августе 2015 года российский суд признал их виновными в подготовке терактов в Крыму и поджоге офисов двух партий в Симферополе. Режиссер Сенцов, названный следователями руководителем террористической группы, в 2015 году был приговорен к 20 годам лишения свободы, Кольченко – к 10 годам.

Афанасьев и Чирний согласились сотрудничать со следствием и получили по семь лет тюрьмы. Позже Афанасьев отказался от своих предыдущих показаний и заявил, что дал их под пытками. 14 июня 2016 года его вернули в Украину. Чирний заявлял, что не соглашался принимать российское гражданство. Срок его заключения истекает в 2021 году.

15 декабря 2015 года Московский областной суд приговорил Выговского к 11 годам лишения свободы в колонии строгого режима по обвинению в шпионаже. Дело расследовала ФСБ РФ под грифом "совершенно секретно".

В декабре 2018 года Нижегородский областной суд приговорил украинского юриста Кияшко к восьми годам колонии строгого режима по обвинению в шпионаже и попытке контрабанды военного оборудования. Якобы он пытался вывезти из РФ документацию на радиолокационную аппаратуру, используемую в зенитно-ракетных комплексах С-400.