Переподчинение "департамента войны" в Офисе генпрокурора похоже на внутреннюю люстрацию – правозащитник

Переподчинение "департамента войны" в Офисе генпрокурора похоже на внутреннюю люстрацию – правозащитник Документы о переподчинении были подписаны в ОГП 31 июня и 1 июля
Фото: radiosvoboda.org
Переподчинение от заместителя генпрокурора Украины Гюндуза Мамедова генпрокурору Ирине Венедиктовой департамента Офиса генпрокурора (ОГП), занимающегося надзором за уголовными производствами в отношении преступлений, совершенных в условиях вооруженного конфликта, происходит "непонятно". Об этом 2 июля возле ОГП заявил журналистам исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека Александр Павличенко, передает корреспондент издания "ГОРДОН".

"Это не первая уже попытка лишить руководства со стороны Мамедова именно этим подразделением, и это является угрозой для тех рабочих отношений, рабочих контактов, которые у нас на сегодняшний день наработаны. [...] Изменение происходит без какой-либо коммуникации, без какого-то объяснения, и это выглядит как определенная внутренняя люстрация, которая нам кажется [...] непонятной", – сказал он.

По словам правозащитника, "возникают подозрения, что это может быть скрытая на уровне Офиса генпрокурора политика замены, изменения или, наоборот, прекращения эффективной работы этого департамента".

"Просим и требуем, чтобы у нас произошел контакт с разъяснением ситуации", – заявил Павличенко.

Он отметил, что "департамент войны" при кураторстве Мамедова эффективно работал и являлся механизмом, "который систематизировал нарушения, обеспечивал работу государственных органов и использовал работу правозащитных организаций, наработки по документированию".

"Этот механизм [...] на сегодняшний день подвергается риску", – считает правозащитник.

Контекст

30 июня этот департамент забрали из подчинения у Мамедова и передали другому заместителю главы ОГП – Максиму Якубовскому. 1 июля его передали под руководство Венедиктовой. Правозащитники просили вернуть его назад.

Департамент надзора по уголовным производствам в отношении преступлений, совершенных в условиях вооруженного конфликта, был создан в 2019 году в структуре Генпрокуратуры, а затем продолжил свою работу и в Офисе генпрокурора.

Он занимается делами о незаконном и насильственном перемещении лиц, нарушении экологических норм, разрушении культурных ценностей, преследовании по политическим и религиозным убеждениям, принуждении к службе в вооруженных силах страны-оккупанта, милитаризации детей, использовании запрещенных средств ведения войны. Также департамент координирует расследования о захвате Крыма Россией, крушении MH17 на Донбассе, Иловайской и Дебальцевской трагедиях, захвате моряков в Керченском проливе, сбивании украинского пассажирского самолета в Иране.

Инициатором и идеологом создания этого подразделения на центральном уровне был Мамедов. В его же подчинении до последних дней и находился этот департамент. Теперь за Мамедовым остается только департамент защиты интересов детей и противодействия насилию.

Решение Венедиктовой о передаче "департамента войны" от Мамедова Якубовскому критиковали правозащитники. По их мнению, благодаря Мамедову в производствах по сбитому самолету MH17, факту вооруженной агрессии РФ против Украины, военным преступлениям и преступлениям против человечности, совершаемым оккупационными властями в Крыму и на Донбассе, был достигнут реальный прогресс и уважительной причины для его отставки нет.

1 июня Якубовский подписал приказ о лишении Мамедова доступа к гостайне.

В то же время Якубовского связывают с попавшим под санкции в Украине нардепом от "Оппозиционной платформы – За жизнь" Виктором Медведчуком, которого правозащитники называют "неоднозначным пророссийским политиком". Еще в 2020 году ряд правозащитных организаций, а также потерпевшие по делам Евромайдана требовали увольнения Якубовского. По их словам, организацию "Правовое государство", где он работал, пророссийские политики активно использовали для дискредитации Соглашения об ассоциации Украины с ЕС.

Якубовский также фигурировал в расследовании hromadske – по данным журналистов, происхождение его доходов сложно объяснить.

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать