Решение Международного трибунала ООН, согласно которому Россия должна немедленно освободить три задержанных украинских корабля и 24 задержанных моряка, является правовой оценкой действий России. Об этом 25 мая написал в Twitter премьер-министр Украины Владимир Гройсман.
"Сегодняшнее решение – это также и правовая оценка действий агрессора. Правда на нашей стороне. Агрессор должен это понять и в конце концов понести заслуженное наказание. Надеюсь, что наши ребята как можно быстрее вернутся домой. А я всегда буду бороться за каждого украинца, который попадет в беду", – заявил он.
Сьогоднішнє рішення - це також і правова оцінка дій агресора. Правда на нашому боці. Агресор має це зрозуміти та, врешті-решт, понести заслужене покарання. Сподіваюсь, що наші хлопці якнайшвидше повернуться додому. А я завжди боротимусь за кожного українця, який потрапить у біду.
— Volodymyr Groysman (@VGroysman) 25 мая 2019 г.
25 ноября 2018 года РФ обстреляла и захватила в Черном море катера украинских Военно-морских сил "Бердянск" и "Никополь", а также буксир "Яны Капу", которые возвращались в Одессу после попытки пройти через Керченский пролив в Азовское море.
Российские силовики задержали 24 украинских моряка, позже их арестовали в крымских "судах" и перевезли в Москву. Троих раненых украинцев поместили в больницу следственного изолятора "Матросская тишина", остальных доставили в СИЗО "Лефортово". Сейчас все моряки находятся в "Лефортово".
Всем украинцам предъявили обвинения в незаконном пересечении границы РФ. Украина считает моряков военнопленными и требует отпустить их. В управлении верховного комиссара ООН по правам человека заявили, что украинские моряки, как военнопленные, должны находиться под защитой Женевской конвенции.
Украина обратилась в Международный трибунал по морскому праву, потребовав в качестве временных мер обязать РФ немедленно освободить моряков и корабли.
Российская сторона отказалась от участия в слушаниях.
25 мая трибунал в Гамбурге обязал Россию немедленно освободить три задержанных украинских корабля, а также 24 задержанных моряка и позволить им вернуться в Украину. Решение было принято 19 голосами, против выступил только судья от РФ Роман Колодкин.
В министерстве иностранных дел России заявили, что международный арбитраж не имел юрисдикции для рассмотрения инцидента.