Главный редактор программы "Схемы" Наталья Седлецкая обжаловала решение суда, предоставившее доступ следователям Генпрокуратуры к ее телефонным контактам и сообщениям за 17 месяцев. Об этом сообщается на сайте суда.
Жалоба была подана 11 сентября, рассмотрение назначено на 11.00 14 сентября.
Как сообщил "Радіо Свобода" адвокат Седлецкой Анатолий Попов, она требует отменить определение суда, согласно которому следователи получили доступ к ее телефонным контактам.
"Снятие информации с каналов связи в таком объеме и за столь долгий период, как 17 месяцев, – это способ вмешательства в деятельность журналиста. Он возможен только в случае исключительной необходимости. Следственный судья, который издал постановление, это никак не исследовал. В постановлении суда вообще об этом ничего не сказано. Суд выносил решение в отсутствие самого следователя, тот не предоставлял суду достаточных обстоятельств, которые бы указывали, что иначе невозможно установить данные, которые они ищут", – сказал Попов.
Он заявил, что о заседании и определении суда Седлецкая узнала из новостей.
"Мы считаем, что были нарушены права журналиста на защиту своих источников, что были нарушены права гражданина на защиту. Мы надеемся, что апелляционный суд установит и другие нарушения и отменит постановление, которым следователям предоставлен доступ к данным за 1,5 года с телефона журналиста", – сказал адвокат.
Попов отметил, что определения о доступе к вещам и документам в обычном порядке не подлежат обжалованию, но возможны исключения, когда речь идет о нарушении конституционных прав и свобод. По его мнению, случай с Седлецкой попадает под эти исключения.
3 сентября агентство "Українські новини" сообщило, что Печерский райсуд Киева предоставил ГПУ доступ к телефонным контактам Седлецкой за период с 19 июля 2016 года по 16 ноября 2017 года включительно.
4 сентября "Радіо Свобода" назвало получение доступа к телефонам журналистки грубым нарушением международных стандартов. Организация "Transparency International Украина" заявила, что решение суда является ангажированным и немотивированным. Также ситуацией обеспокоены в Евросоюзе и США.
Седлецкая заявляла, что расценивает решение суда как вмешательство в ее личную жизнь и попытку оказывать на нее давление из-за профессиональной деятельности. Она считает, что ГПУ хочет получить доступ к ее источникам информации, но, по ее словам, она общалась с ними по зашифрованным каналам, к которым прокуратура не сможет получить доступа.
5 сентября генпрокурор Юрий Луценко сообщил, что необходимость доступа к телефону Седлецкой вызвана ее отказом предоставлять информацию по делу о возможном разглашении государственной тайны и данных досудебного следствия директором НАБУ Артемом Сытником.
В ГПУ заявили, что телефонные разговоры Седлецкой прослушивать не будут, следствие интересуют дата, время и геолокация контактов.
По данным следствия, разговор Артема Сытника с рядом украинских журналистов не под запись состоялся в Киеве в мае 2017 года. Директор НАБУ заявлял, что не разглашал ни государственной тайны, ни тайны следствия.
Луценко в интервью "Цензор.НЕТ", которое вышло 11 сентября, заявил, что ни о каком "снятии контента разговоров за 17 месяцев" речь не идет и что следствие хочет установить "истину в момент, когда проходил разговор off the record, при котором, скорее всего, был нарушен закон".