"Прототипом этой скульптуры были три украинские женщины. Авторами были два украинских скульптора: Евгений Вучетич и Василий Бородай из Днепра. Выдающиеся украинские скульпторы. [...] Василий Захарович изменил монумент. От первоначального замысла Вучетича "Родина-мать" отличается существенно. На эскизе Вучетича она была больше похожа на ту, что [в стране-агрессоре России] на Мамаевом кургане стоит, а Бородай сделал образ, связанный с монументальной героикой (так этот стиль называется), то есть он трансцендентный", – сказал он.
Скульптор упомянул об образе украинской берегини.
"Она отсылает нас к рождению панъевропейской культуры, мы были свидетелями этой культуры, в отличие от наших северных соседей. Когда был Геродот, он путешествовал до наших границ и говорил, что от Дуная до Дона, то есть от Сяна до Дона, и от Крыма на север до русла Десны находилась Великая Скифия. Он очень гордился этим народом. В то время как на севере, где живут наши вот эти бешеные соседи, – там, он писал, жили андрофаги. Андрофаги в переводе с греческого – это людоеды. Как видим, они очень хорошо своим традициям сейчас следуют. Ничего не изменилось", – объяснил Пергаменщик.
Он также оценил место размещения "Родины-матери".
"Родина-мать" развернута на север, потому что плеяда художников 70-х, таких как Бородай, – они отлично знали, где находится враг. Они не могли просто этого прямо сказать, потому что была цензура. Но они прекрасно знали, где враг. Это послание потомкам: "Будьте осторожны, пожалуйста. Враг только с одной стороны. 400 лет он пытается нас проглотить". Ничего у него не выйдет. "Родина-мать" абсолютно спокойно стоит с мечом, со щитом, на щите маячит трезубец святого Владимира. И, собственно говоря, я думаю, что о каком-то сносе этой статуи – это вообще идиотские разговоры", – заявил Пергаменщик.
По его словам, чтобы построить "с нуля" такую скульптуру, как 62-метровая "Родина-мать", с постаментом, нужны "бешеные деньги".
"Просто не хватит годового бюджета Украины. А чтобы демонтировать, нужно тоже около половины этих средств. Ну так а зачем это разрушать? Это наследие предков. Его нужно передать потомкам", – считает Пергаменщик.