Команда "убийц на удаленке". Журналисты узнали имена россиян, которые наводят "высокоточные" ракеты на Украину

Команда "убийц на удаленке". Журналисты узнали имена россиян, которые наводят "высокоточные" ракеты на Украину По данным журналистов-расследователей, в структуре российского минобороны работает три группы наводчиков, отвечающих за запуски разных ракет
Фото: ЕРА
Ракеты, которые российское военное и политическое руководство называет высокоточными, на объекты в Украине наводит команда из около 30 человек, это сотрудники Главного вычислительного центра (ГВЦ) вооруженных сил России.

Об этом идет речь в расследовании The Insider, Bellingcat и Der Spiegel, опубликованном 24 октября. 

The Insider называет эту команду "убийцами на удаленке" – центр, где определяют полетные задания для ракет, убивающих украинцев, расположен по адресу улица Знаменка, 19 в Москве (там же находится российский Генштаб).

Начальник ГВЦ – генерал-майор Роберт Баранов. Журналисты проанализировали метаданные его звонков и обнаружили, что с 24 февраля каждый раз перед запусками крылатых ракет по Украине ему звонили с одного и того самого номера. Он, по информации расследователей, принадлежит полковнику Игорю Багнюку. 

Багнюк интенсивно общается более чем с 20 военными инженерами и айтишниками из ГВЦ, выяснили журналисты. Они реконструировали команду из 33 военных инженеров, подчиняющихся Багнюку

В этой команде – три группы, каждая – численностью около 10 человек. Группы отвечают за наведение конкретного типа ракет: "Калибров" (морского базирования), Р-500 (для комплекса "Искандер", наземного базирования) и Х-101 (воздушного базирования).

В первой группе (отвечают за наведение "Калибров"): Матвей Любавин, Роман Курочкин, Иван Попов, Сергей Ильин, Юрий Никонов, Георгий Старостин, Николай Тарасов, Дмитрий Тихонов, Екатерина Чугунова, Игорь Гроза.

Во второй группе (наводят "Искандеры"): Алексей Михайлов, Виталий Яскелайнен, Эльвира Обухова, Павел Обухов, Артем Веденов, Александр Григорян, Владимир Петров, Никита Поплавский.

В третьей группе (отвечают за наведение Х-101): Андрей Иванютин, Антон Чуликов, Алексей Бетехтин, Артем Чернов, Ольга Письменская, Павел Васильев, Алексей Волков, Антон Шатун, Станислав Минков.

Инфографика: theins.ru Инфографика: theins.ru

Инфографика: bellingcat.com Инфографика: bellingcat.com

В частности, телефонные записи Багнюка и его подчиненных подтверждают, что массированный удар по украинским городам 10 октября его команда начала готовить более чем за неделю. 2 октября началось повышение активности звонков, оно достигло пика 9 октября. До 2 октября звонков не было две недели, отмечают расследователи.

Это соответствует разведданным Главного управления разведки Минобороны Украины и  демонстрирует, что атака 10 октября не могла быть ответом на якобы удар Украины по Крымскому мосту (РФ обвинили в ударе украинские спецслужбы, власти Украины неоднократно заявляли, что это не так).

Багнюк 9 октября задержался на работе (последний звонок он сделал Баранову в 21.15), а на следующий день уже в 5.30 был на рабочем месте. 

Журналисты связались с членами команды Багнюка, позвонив им по номерам из полученного биллинга. Все, кому они звонили, признали, что эти телефонные номера принадлежат им, но отрицали работу в ГВЦ. В частности:

  • Сергей Ильин сказал, что он – "сантехник";
  • лейтенант Артем Веденов заявил, что работает на свиноферме;
  • капитан Юрий Никонов утверждал, что является водителем автобуса и "информация о его работе в вычислительном центре – это "какой-то бред"; 
  • майор Иван Попов сказал, что только учится программировать на Python; 
  • лейтенант Екатерина Чугунова сказала, что держит "цветочную лавку", а журналисты "ошиблись". 

Однако один из инженеров поделился с The Insider "некоторой контекстной информацией и несколькими фотографиями маршрутно-вычислительного блока ГВЦ, стоящего перед зданием министерства обороны в Москве". 

Верхний ряд: Денис Шишкин, Сергей Дивенко, Владимир Воробьев. Второй ряд: Юрий Мартинец, Алексей Михайлов, Дмитрий Сидорик, Владимир Наумов. Третий ряд: Сергей Ильин, Наталия Дьяченко, Эльвира Обухова, Ксения Попова, Екатерина Чугунова, Игорь Багнюк. В первом ряду: Ростислав Широков, Артем Васин. Фото: theins.ru Верхний ряд: Денис Шишкин, Сергей Дивенко, Владимир Воробьев. Второй ряд: Юрий Мартинец, Алексей Михайлов, Дмитрий Сидорик, Владимир Наумов. Третий ряд: Сергей Ильин, Наталия Дьяченко, Эльвира Обухова, Ксения Попова, Екатерина Чугунова, Игорь Багнюк. В первом ряду: Ростислав Широков, Артем Васин. Фото: theins.ru

Bellingcat установило, что это фото было сделано во внутреннем дворе российского минобороны на Знаменке, 19 в Москве. 

Расследователи подчеркивают, что российские "высокоточные ракеты" неоднократно разрушали в Украине гражданскую инфраструктуру и приводили к гибели множества людей. 

"Либо эти ракеты не следовали заранее запрограммированной траектории полета, либо наведение на цель производилось на основе недостоверных разведданных, либо, наконец, уничтожение мирного населения и было истинной целью Кремля. Так или иначе, лица, ответственные за наведение и пуск этих ракет, – военные преступники, хорошо осознававшие последствия своих действий", – пишет The Insider.

Издание отмечает, что расчет полетных маршрутов проводят на специальных станциях в нескольких секретных военных подразделениях, где военные инженеры – "некоторые очень молодые и потенциально перспективные программисты становятся ключевыми действующими лицами, позволяющими [президент РФ Владимиру] Путину вести агрессивные войны".

"Их анонимность придает им ощущение безнаказанности и позволяет не чувствовать персональной ответственности за убийство десятков мирных жителей. Это расследование призвано избавить их от этого ощущения", – резюмирует СМИ.

Контекст

Россия начала полномасштабное вторжение в Украину 24 февраля 2022 года. С тех пор войска страны-агрессора регулярно обстреливают украинские города ракетами, артиллерией, а в последнее время – еще и дронами-камикадзе. 

По оценке ООН на 21 октября, в результате военных действий в Украине погибло не менее 15,9 тыс. человек среди гражданского населения. Однако ООН учитывает лишь данные из населенных пунктов, к которым имеет доступ. Число жертв, например, в Мариуполе или Волновахе Донецкой области неизвестно. По разным данным, в ходе боев за Мариуполь погибло от 20 тыс. до 25 тыс. мирных жителей.

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать