"Я очень многое отдал для защиты прав человека в российских колониях, тюрьмах. И когда я узнал, что часть людей, за которых мы бились, теперь берут оружие и отправляются в Украину, чтобы кого-то убивать ради каких-то побрякушек, которые называют медалями, наградами ЧВК "Вагнер", – для меня это был огромный шок. Мы этого не ожидали. И у нас в какой-то период даже было желание прекратить проект и переключиться. Потом, к счастью, у нас хватило мудрости и сил посмотреть на картину в целом, проанализировать и принять к сведению информацию, что на самом деле более 80% осужденных в России отказываются от вербовки в "Вагнер" и минобороны. При всей масштабной пропаганде..." – сказал он.
Осечкин высказал свои предположения, чем руководствуются люди, которые отказываются идти в "Вагнер".
"Часть людей рассуждает, наверное, так же, как и я. Потому что это подлая, коварная война, в которой россиянам нельзя принимать участие на стороне [президента страны-агрессора РФ Владимира] Путина и воевать против Украины, нападать на чужую страну. Часть – после масштабной огласки. И, конечно же, наглядный пример, как отправляются из какой-то колонии, условно, 100 осужденных, а возвращаются назад пять – семь, смертность – 70–90% в таких подразделениях, конечно, тоже остужает головы. Плюс многие не соглашались и не соглашаются воевать под началом такого террориста и очевидного мафиози, как [владелец ЧВК "Вагнер"] Евгений Пригожин. Там очень много факторов сложилось", – рассказал правозащитник.
Он отметил, что очень важную роль сыграли не только правозащитники, но и журналисты, которые помогали распространять информацию. По словам Осечкина, эта информация влияла и на самих заключенных, и на их родственников, которые пытались отговорить их идти на фронт.
"Есть даже целый ряд сотрудников ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний. – "ГОРДОН"), которые прекрасно понимают, что это подлая война, и делают внутри все возможное для саботажа, кого-то из списков вычеркивают, кому-то после отъезда вербовщиков говорят: "Подумай о своей семье и не участвуй в этой подлости". Конечно, комплекс всего срабатывает. Плюс так называемые воровские понятия. Как бы ни ругали лидеров криминального мира, в данном случае целый ряд принципиальных так называемых воров в законе, которые покинули Россию и не стали сотрудничать с ФСБ, высказали свою позицию: это подлость, и "порядочные", в их понимании, арестанты не должны брать в руки оружие. Очень много сложилось факторов: где-то – гуманизм, принципиальность, где-то – страх за свою жизнь, а где-то – так называемые понятия", – сказал он.
Осечкин: Когда опрашивал вагнеровцев, два раза прерывал запись: ходил в туалет, меня вырвало. Читайте полную версию интервью