"Зачистка приобретает новые оттенки. Впервые звучит слово "депортация". Владельцам домов, которые приглянулись оккупантам для последующего заселения, не скрываясь, обещают сначала "расстрел", а затем, как в игре "плохой/хороший [полицейский]", – депортацию. Даже при наличии российского паспорта", – написал Андрющенко.
Он подчеркнул, что, по данным украинского сопротивления, комиссии по инвентаризации жилья преследуют цель именно выявления потенциального подполья и недовольных граждан.
"Речь о бесхозяйном имуществе не идет. Именно поэтому даже указывают владельцев и наличие документов без проверки и со слов. Просто другая, еще боле бесчеловечная цель. Судя по всему, с января нас ждет какая-то неизвестная до того "красивая" форма выдворения наших граждан из их домов за границу России", – предположил советник мэра Мариуполя.
Он допускает, что наиболее вероятный вариант – выдворение мариупольцев в Беларусь.
"Однако, вполне возможно, мы увидим использование именно наших людей в ходе мнимой "депортации" в качестве "тарана" на границе со странами Балтии и Финляндией", – заключил Андрющенко.
Контекст
Мариуполь был окружен российскими войсками в первые дни полномасштабного вторжения РФ в Украину, которое началось 24 февраля 2022 года. С начала марта город находился в блокаде, со второй половины мая – в оккупации.
В Мариуполе в начале августа оставалось около 130 тыс. человек. До полномасштабного вторжения в городе проживало 530 тыс. человек. Официально зафиксирована гибель 11,3 тыс. жителей города, но защитники Мариуполя и украинские правоохранители уверены, что число погибших мирных жителей в разы больше.
Мэр Мариуполя Вадим Бойченко рассказывал, что россияне повредили обстрелами 1800 многоэтажек в Мариуполе. Оккупанты определили 934 здания, которые сегодня сносят, 400 домов уже полностью уничтожены. По словам мэра, 50% города сейчас не существует.
В сентябре 2022 года Андрющенко сообщил, что оккупанты продолжают уничтожать Мариуполь бездумным сносом домов, оставляя мариупольцев без жилья и вещей. В марте 2023 года Бойченко сообщал, что оккупанты остановили начатое ими в пропагандистских целях строительство новых домов в Мариуполе.
Тогдашний глава Донецкой областной военной администрации Павел Кириленко заявил, что оккупанты не в состоянии восстановить разрушенную инфраструктуру Мариуполя.