По плану Залужного, согласно книге, украинские войска должны были прорваться через часть Запорожской области и перерезать так называемый сухопутный мост (путь между территорией России и временно оккупированным Крымом, пролегающий через юг Украины). Таким образом предполагалось изолировать войска оккупантов в Крыму, пишет Трофимов.
Во время обсуждения планов контрнаступления с западными партнерами этот план поддержал и президент Украины Владимир Зеленский, говорится в публикации. Автор книги отмечает, что на то время Россия еще не построила на этой территории множества укреплений и обширных минных полей.
Это была сложная и рискованная задача, говорится в статье. Прорыв должен был быть достаточно широким, чтобы не дать прорваться оккупантам. Но если бы это удалось, то Украина могла бы лишить РФ "самого большого приза в войне", пишет Трофимов. По его словам, успешная атака на этом направлении позволила бы Киеву серьезно продвинуться.
Согласно оценкам Залужного, Украине нужно было 90 дополнительных артиллерийских гаубиц и достаточное количество артиллерийских боеприпасов, которые Украина попросила у США, говорится в публикации. Однако официальные лица США настороженно отнеслись к плану. Они опасались, что наступление в сторону Бердянска, Мелитополя и вниз к Азовскому морю может создать уязвимые места на линии фронта. По словам автора книги, с точки зрения США, "провал был вероятен, а последствия – потенциально катастрофичны" – предположительно, в случае неудачи Украина могла потерять оставшуюся часть Запорожской области, а затем и Днепр. США вместо этого посоветовали Украине сосредоточиться на Херсонской области – это, по их мнению, был более безопасный вариант.
Как говорится в книге, Залужный был не согласен с мнением США и заявил, что Украина "должна атаковать там, где мы должны, а не там, где можем". Но поскольку США контролировали большую часть военной помощи Украине, его план не был осуществлен.
В конечном итоге, по словам Трофимова, Украина начала контрнаступление в Запорожской области, но это произошло на год позже, чем планировал Залужный, и через несколько месяцев после начала второго украинского контрнаступления. На этот раз Россия оказалась более подготовленной, сказано в публикации.