Замминистра юстиции Украины об удерживаемых в России моряках: Нет сверхсуда, который бы решил все вопросы. Международное право – это о доброй воле

Замминистра юстиции Украины об удерживаемых в России моряках: Нет сверхсуда, который бы решил все вопросы. Международное право – это о доброй воле Лищина: Для Украины важно решение ЕСПЧ по ситуации с моряками, но это не панацея
Фото: Іван Ліщина / Facebook

По словам заместителя министра юстиции, уполномоченного по делам Европейского суда по правам человека Ивана Лищины, в рамках международных процедур только у ЕСПЧ есть хоть какая-то юрисдикция заниматься такими вопросами, как освобождение украинских моряков из российского плена.

Захват Россией украинский кораблей в районе Керченского пролива – это нонсенс с точки зрения международного права, заявил в интервью "Цензор.НЕТ", опубликованном 5 марта, заместитель министра юстиции, уполномоченный по делам Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) Иван Лищина.

"Вообще нападать на военные корабли нельзя! Этого просто нельзя делать. Единственное, что ты можешь, это вытолкнуть корабли со своей прибрежной полосы. А они их фактически удерживали в своей зоне и фактически начали стрелять, когда они из нее вышли. России нужно было сказать в этой ситуации, что некий адмирал отдал незаконный приказ и его наказали. И отпустить моряков, вернув корабли", – сказал Лищина.

Отвечая на вопрос, можно ли что-то сделать еще для освобождения украинцев, кроме обращения в ЕСПЧ, Лищина ответил: "Я не вижу такой возможности".

"В рамках собственно международных процедур Европейский суд единственный, у кого есть хоть какая-то юрисдикция заниматься такими вопросами. Это непосредственно не его тема, не его задача защищать Женевскую конвенцию. К тому же конвенция не предусматривает прямой возможности обращаться в любые суды. Но мы нашли путь, как поставить вопрос о ситуации с нашими моряками перед Европейским судом… В конвенции есть ссылка на Красный Крест, но эта организация не выполняет ни судебной, ни правоохранительной функции. И никто не может заставить Россию подключать ее к этой ситуации", – продолжил замминистра юстиции.

По словам Лищины, "международное право – это вообще о доброй воле".

"И нет какого-то сверхсуда, который бы решил все вопросы. И нет сверхполиции, которая заставила бы выполнять решение такого суда. Есть определенные элементы в виде Совбеза ООН, в котором Россия имеет постоянное представительство и право вето. Европейский суд по правам человека может действовать в пределах своей компетенции, и я убежден, что рано или поздно, но мы получим от него решение", – заявил Лищина.

Он отметил, что для Украины важно решение ЕСПЧ по ситуации с моряками, но "это не панацея".

"Не нужно ожидать, что его завтра примут – и их сразу освободят. Не завтра и не сразу", – добавил он.

25 ноября 2018 года РФ обстреляла и захватила в Черном море катера украинских Военно-морских сил "Бердянск" и "Никополь", а также буксир "Яны Капу", которые возвращались в Одессу после попытки пройти через Керченский пролив в Азовское море.

Российские силовики задержали 24 украинских моряка, позже их арестовали в крымских "судах" и перевезли в Москву. Троих раненых украинцев поместили в больницу следственного изолятора "Матросская тишина", остальных доставили в СИЗО "Лефортово". Сейчас все моряки находятся в "Лефортово".

Президент Украины Петр Порошенко говорил, что ЕСПЧ в ответ на обращение Украины обязал Россию предоставить информацию о захваченных моряках и юридических основаниях их удержания, местах их удержания, причиненных ранениях и предоставлении им медпомощи. По его словам, эту информацию правительство Российской Федерации должно было предоставить к 3 декабря 2018 года, но Россия так и не выполнила решение ЕСПЧ.

Всем украинцам предъявили обвинения в незаконном пересечении границы РФ. Украина считает моряков военнопленными и требует отпустить их.

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать