Из-за сокращения финансирования сотрудники российских спецслужб постепенно "сдают" свои агентурные сети, сказал изданию "ГОРДОН" российский оппозиционер и политический эксперт Константин Боровой, комментируя информацию издания The New York Times о том, что бывший сотрудник ГРУ РФ Сергей Скрипаль сотрудничал с испанской разведкой.
"Экономическая и политическая ситуация в РФ изменилась. Раньше никто денег не считал, вливали в проект, а уже потом оценивали его эффективность. Как с "Северным потоком – 2": еще ничего не ясно, не подписаны все документы, но деньги давно выделены и началось строительство. Возьмем одно из направлений – создание агентурных сетей. В этой сфере процессы происходили также – никто ничего не считал, надо было создать сеть, в это закачивали огромные деньги (так было, например, с группой Анны Чапман). Это связано с ментальностью президента [РФ Владимира] Путина, который делал ставку на разветвленную агентуру. Но когда изменилась общая ситуация и сократилось финансирование, все начало рассыпаться. Это общая ситуация – люди просто думают о своем будущем. Мы знаем десяток случаев, когда россияне сдавали западным разведкам агентурные сети. На самом деле их значительно больше. На Западе своеобразное соревнование между агентами РФ. Поэтому там к этому уже с юмором относятся. Никто их не судит", – пояснил Боровой.
По его мнению, деньги на реализацию операции по устранению Скрипаля также были разворованы.
"История со Скрипалем – один из типичных случаев. Уверен, на это выделили колоссальное деньги, но их сразу же украли. Я отслеживаю проекты госкорпораций, минобороны и вижу, как это происходит: создаются компании с уставным капиталом $150, и на них сразу сливают $5 млрд. То же самое произошло с этой операцией. Было создано несколько проектов через ГРУ. Деньги исчезли, а работу делать надо. Обсуждается, что слишком прямолинейно действовали отравители Скрипалей. Это потому, что финансирование давно распределили, остались только командировочные. У этих парней не было даже на аренду машины и гостиницу. Они вдвоем жили в одном номере! И это советские разведчики!" – подчеркнул Боровой.
По его словам, Скрипаль по-прежнему остается ценным информатором.
"Понятно, что Скрипаль что-то "продал". Он был связан с разными проектами и агентурными сетями. Он до сих пор остается ценным информатором. Он знает о происходящем в Испании, Великобритании и США, а главное – у него остались связи. И есть люди, которые завидуют ему, но через него готовы сдавать агентурные сети. Сейчас он – ценный канал выхода на другие агентурные сети, других руководителей. Расследование показывает, что сам Путин до того, как стал президентом, лично занимался какими-то контактами. В этом смысле это очень интересная старая агентурная сеть. Она уже вся "под колпаком", но от нее тянутся ниточки (информационные и финансовые каналы) к другим проектам", – сказал собеседник.
"Что касается кремлевской агентуры в Испании. Российская мафия в Испании изначально строилась ворами в законе, которых контролировали из России. Это не совсем агенты спецслужб, не совсем агентурная сеть. Испанцы этих известных уголовников легко отслеживали. Но потом они поняли, что все намного сложнее, что российские спецслужбы активно работают с криминальными структурами, поэтому и в США, и в Европе их проникновение намного больше. Российские воры в законе взаимодействовали с наркотрафиком, торговлей людьми, проституцией и так далее. У них полезные для российских спецслужб связи с местными криминалитетом", – резюмировал Боровой.
Скрипаль и его дочь Юлия были отравлены нервно-паралитическим агентом "Новичок" в марте 2018 года в британском Солсбери. Женщину выписали из больницы в апреле, а бывшего шпиона – в мае.
В июне после отравления "Новичком" были госпитализированы жители Эймсбери Чарли Роули и его подруга Дон Стерджесс.
Следствие не считает инцидент с Роули и Стерджесс спланированным покушением. Роули сообщил следователям, что нашел флакон с жидкостью, решил, что это духи, и дал его Стерджесс. Та нанесла жидкость себе на лицо и запястья. Медики не смогли ее спасти.
Лондон утверждает, что "Новичок" разработали в России. Москва эту информацию отрицает.
5 сентября в прокуратуре Британии назвали имена подозреваемых в нападении на Скрипалей – россиян Александра Петрова и Руслана Боширова (британские власти предположили, что их имена и фамилии могут быть другими). Кроме того, в полиции показали флакон духов, в котором был "Новичок". Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй подчеркнула, что Лондон намерен добиваться расширения санкций ЕС против России.
В МИД РФ заявили, что фото и имена Петрова и Боширова ничего им не говорят.