Опубликованный в США санкционный список не окончательный, потому что составлялся до отравления в Великобритании российского экс-разведчика Сергея Скрипаля, презентации нового российского оружия президентом РФ Владимиром Путиным и нападения российских наемников на союзников американцев в Сирии. Такое мнение в эфире радиостанции "Эхо Москвы" выразила российский публицист Юлия Латынина.
"Американская бюрократия работает медленно, в нее не вошли еще ни отравление Скрипаля, ни все вот эти нарисованные ракеты, которые во Флориду летят, ни прямое российско-американское столкновение, по сути, под Дейр-эз-Зором. Это все еще впереди", – рассказала она.
По мнению Латыниной, главным фигурантом санкционного списка является российский бизнесмен Олег Дерипаска, потому что последствия для попавших в список российских чиновников будут не такими глобальными.
"Даже если у них есть какие-то счета в Америке и даже если им грозят неприятности, то, в общем, это действительно ничего не стоит по сравнению с гигантской корпорацией, у которой после этого списка за один день на 20% падают акции (это еще начало), потому что Дерипаска продает 20% своего алюминия в США", – отметила она.
Журналистка подчеркнула, что теперь российский бизнесмен не может продавать алюминий в США.
"Дерипаска – такая подопытная свинка, на которой, видимо, отрабатывается некий совершенно новый механизм действий, потому что, откровенно говоря, еще такого не бывало в мире, чтобы на гигантскую корпорацию накладывались такого рода санкции, которые фактически прекращают его полноценную жизнедеятельность. И, собственно, за что это Дерипаске, понятно: за Манафорта (бывший глава предвыборного штаба Дональда Трампа Пол Манафорт, – "ГОРДОН"), за Настю Рыбку, за катанье Приходьки (вице-премьер РФ Сергей Приходько, – "ГОРДОН") на яхте, за рассказы про Викторию Нуланд, которая молодость провела на китобойном судне и там ее обидели… Вот не надо распускать хвост перед эскортницами, не надо пытаться делать доброе государству", – рассказал Латынина.
Она добавила, что не попавший в санкционный список российский бизнесмен Михаил Фридман в одном из своих интервью сформулировал правильный принцип отношений с нынешней российской властью.
"Он очень важный принцип сформулировал: находиться близко под светом софитов опасно, быть далеко – нерационально: можно не докричаться в нужный момент. То есть, грубо говоря, надо использовать эту власть для выживания и спасения, но, в общем, никогда не надо использовать ее для агрессивного поглощения чужого бизнеса", – подытожила Латынина.
29 января 2018 года Министерство финансов США в сотрудничестве с Государственным департаментом предоставило Конгрессу "кремлевский доклад" – список из 114 высокопоставленных чиновников и 96 олигархов, близких к "российскому режиму". В нем упомянуты помощники и советники Путина, все члены правительства РФ, включая премьера Дмитрия Медведева, мэры Москвы и Санкт-Петербурга.
В список также попали бизнесмены с состоянием более $1 млрд, которые занимают первые 96 мест в прошлогоднем рейтинге 200 богатейших бизнесменов России, подготовленном российской версией издания Forbes.
Министр финансов США Стивен Мнучин сообщал, что во второй, засекреченной, части доклада говорится о возможном введении новых санкций против РФ.
6 апреля США ввели санкции против 24 российских бизнесменов и высокопоставленных чиновников, а также ряда компаний. Американское министерство финансов пояснило, что такие меры приняты во исполнение закона "О противодействии противникам Америки посредством санкций" (CAATSA), который в августе 2017 года одобрил президент Дональд Трамп.
Под новые санкции США попал и сам Дерипаска, и часть его бизнеса, в частности, группа "Базовый элемент", группа En+, компания "Русал", корпорация "Русские машины", группа ГАЗ. После введения новых ограничительных мер акции компаний бизнесмена обвалились на 10–20%, подешевев на бирже почти на $3 млрд.
Reuters отмечает, что решение Вашингтона включить Дерипаску в санкционный список отразится на компаниях по всему миру, так как его бизнес-империя имеет глобальный охват и сотрудничает с крупными транснациональными корпорациями.