Переговоры вели в Маскате (Оман). Американскую сторону представляли специальный посланник президента США Дональда Трампа по вопросам Ближнего Востока Стив Виткофф и посол США в Омане Ана Эскроджима. Иранским переговорщиком был министр иностранных дел Аббас Аракчи.
"Специальный посланник Виткофф подчеркнул, что он получил указания от президента [США Дональда] Трампа решить разногласия между странами путем диалога и дипломатии, если это возможно. Сегодняшнее прямое общение специального посланника Виткоффа стало шагом вперед в достижении взаимовыгодного результата", – написала пресс-служба Белого дома, добавив, что стороны договорились встретиться в следующую субботу.
Аракчи в социальной сети Х также заявил о конструктивном диалоге с представителем США и анонсировал продолжение переговоров.
"Конструктивный и многообещающий раунд непрямых переговоров со специальным посланником США Стивом Виткоффом, любезно организованный и при посредничестве моего коллеги [министра иностранных дел Омана] Бадра Аль-Бусаиди из Султаната Омана. Переговоры прошли в атмосфере взаимоуважения. Я изложил мнение Ирана в жесткой, но перспективной манере. Обе стороны решили продолжить процесс в течение нескольких дней", – написал иранский министр.
Контекст
5 февраля Трамп заявил о желании подписать ядерное мирное соглашение с Ираном. По его словам, он хочет, чтобы Иран был "крупной и успешной страной", но без ядерного оружия. Трамп также назвал "очень преувеличенными" сообщения о том, что США и Израиль работают над тем, чтобы "разнести Иран в пух и прах".
7 февраля верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи сказал, что не будет вести переговоры с администрацией Трампа и будет решительно отвечать на угрозы в адрес Тегерана.
4 марта Bloomberg написало, что администрация Трампа обратилась к стране-агрессору России с просьбой быть посредником в общении с Ираном по таким вопросам, как ядерная программа, и нелегитимный президент РФ Владимир Путин на это согласился.
7 марта Трамп заявил, что отправил письмо Хаменеи с предложением заключить ядерное соглашение с Вашингтоном. В случае отказа глава Белого дома пригрозил Тегерану военной силой.
8 марта во время встречи с представителями Исламской Республики аятолла Хаменеи сказал, что Иран не будет вести переговоры с "правительствами-устрашителями". Президент Ирана Масуд Пезешкиан отметил, что Трамп может "делать что угодно".
12 марта Трамп направил письмо Ирану, содержание которого официально не разглашалось. Однако, по данным Axios, оно было "жестким". В письме Трамп дал два месяца Тегерану на заключение ядерного соглашения с США, иначе ядерные объекты Ирана могут подвергнуться атакам со стороны Америки или Израиля. 27 марта Тегеран передал Вашингтону ответ. По словам Аракчи, политика Ирана заключается в ведении непрямых переговоров, пока он испытывает "максимальное давление" и военные угрозы.
В конце марта Трамп пригрозил Ирану "невиданными ранее бомбардировками", если он не заключит из США ядерного соглашения. На фоне вероятной эскалации ВС Ирана привели в боевую готовность ракеты для потенциального удара по позициям, связанным с США, а позже – и свои войска.