"Нового определения случившемуся у нас нет. Могу сказать, что мы возмущены. Однако мы не готовы юридически изменить формулировки относительно угона или санкций. Для рассмотрения этого требуется определенный процесс", – сказала она.
Псаки подчеркнула, что нужно провести прозрачное, вызывающее доверие расследование и только после этого можно говорить о введении ограничений.
Контекст
23 мая истребитель белорусских ВВС по поручению считающего себя президентом Беларуси Александра Лукашенко был поднят “для сопровождения” самолета Ryanair, который следовал из Афин в Вильнюс. Власти Беларуси утверждали, что причиной посадки стало сообщение о минировании судна (впоследствии взрывчатых веществ на борту не нашли).
После проверки белорусские спецслужбы сняли с рейса и задержали Протасевича и его девушку (в Минске с самолета сошли еще несколько человек, в Ryanair подозревают, что это были агенты КГБ Беларуси). Паблик NEXTA, главредом которого был Протасевич, получил широкую известность летом прошлого года благодаря освещению и координации протестов, которые начались после оглашения результатов выборов президента страны.
Как рассказали пассажиры, Протасевич запаниковал, когда узнал о посадке самолета в Минске. Когда его начали обыскивать и пассажиры спросили у него, что происходит, тот ответил: "Здесь меня ждет смертная казнь". Издание TUT.BY уточнило, что журналиста в Беларуси обвиняют по трем статьям Уголовного кодекса, самое суровое наказание по инкриминируемым статьям – 15 лет лишения свободы (организация массовых беспорядков).
Протасевич вечером 24 мая записал видео, в котором сказал, что находится в СИЗО №1 в Минске и дает показания "по факту организации массовых беспорядков в Минске".
Страны ЕС, США, Канада, Украина и другие государства осудили действия властей Беларуси и призвали немедленно освободить задержанных. Ряд стран запретили национальным авиакомпаниям летать над Беларусью. Кроме того, 25 мая руководство Евросоюза обсудит вопрос о введении дополнительных санкций против Минска.
Европейский совет призвал запретить белорусским авиакомпаниям использовать воздушное пространство европейских стран и ввести дополнительные санкции против белорусских чиновников.