Решение об убийстве российских журналистов в Центральноафриканской Республике (ЦАР) было принято в России, заявил в интервью "Медузе", опубликованном 28 сентября, участник российской группы Pussy Riot и издатель "Медиазоны" Петр Верзилов.
Он рассказал, что за несколько дней до его отравления поступила первая часть отчета расследования убийства россиян в ЦАР, проводящегося группой Верзилова, однако ее решили не публиковать.
"Это связано со вторым этапом расследования. Нам важно установить, не повредит ли публикация того, что найдено, следующему этапу… Отчет выдал совершенно железобетонный вывод: это профессионально, на очень высоком уровне организованная операция. Когда ребята стали изучать фигуру Мартина (сообщалось, что он называл себя сотрудником миссии ООН в ЦАР и должен был помочь российским журналистам. – "ГОРДОН"), у него оказался вычищен биллинг звонков из внутренней системы мобильного оператора ЦАР. Никаких следов о нем в городе, куда ребята ехали, не было", – рассказал Верзилов.
По его словам, российские журналисты были, предположительно, убиты в ночь с 30-го на 31 июля.
"Ровно через 20 минут после того, как началось какое-то упоминание этого дела в публичном поле, Мартин перестал отвечать. Более того, он снес все приложения, все чаты, в которых с ним обменивались сообщениями, и полностью исчез. Его цифровой след был очень тщательно зачищен", – сказал Верзилов.
На вопрос, появились ли какие-то новые фигуранты дела, помимо Мартина, он ответил: "Да, там есть один деятель, о котором я не могу говорить".
"Он, вероятно, был координатором между Мартином, водителем и всеми остальными. Африканец", – продолжил Верзилов.
Отвечая на вопрос, могло ли убийство быть организовано властями ЦАР, Верзилов сказал: "Власти ЦАР – благодарные щенки, которые очень рады, что [президент России] Владимир Владимирович [Путин] согласился позаниматься их регионом".
"Было бы безумием предполагать, что власти ЦАР могут решать, как распоряжаться русскими журналистами, которые чего-то расследуют. Это абсолютно невозможный вариант", – продолжил Верзилов.
"По-твоему, решение было принято в России?" – спросил журналист. "Да", – ответил Верзилов.
"Я не сторонник обвинения самого верха, но, насколько я понимаю психологию происходящего в стране, такие вещи без разрешения первого лица не очень допускаются. Или хотя бы с соблюдением общей линии. Если такая линия задана – что вы можете делать то-то и то-то, это происходит", – продолжил он.
О гибели в ЦАР журналиста Орхана Джемаля, оператора Кирилла Радченко и режиссера Александра Расторгуева стало известно 31 июля. В партнерстве с "Центром управления расследованиями" (ЦУР) группа снимала документальный фильм о деятельности российских наемников.
11 сентября Верзилова доставили в токсикореанимационное отделение одной из больниц Москвы в тяжелом состоянии. Врачи подозревали отравление лекарствами. Родные Верзилова утверждали, что он не принимал никаких препаратов.
14 сентября Верзилов пришел в сознание. Его доставили в берлинскую клинику "Шарите". Специалисты клиники предположили, что активиста отравили, но передозировки лекарствами не было.
Как сообщила участница Pussy Riot Надежда Толоконникова, медики склоняются к выводу, что издателя "Медиазоны" могли отравить "специально разработанным военным ядом". По ее словам, незадолго до отравления Верзилов получил по электронной почте отчет о расследовании убийства российских журналистов в ЦАР.
26 сентября активиста выписали из "Шарите". Сам Верзилов считает, что сотрудники ГРУ испытали на нем "новый ядовитый коктейль". В "Шарите" заявили, что пока не выявили отравляющее вещество.