В конце сентября 2017 года и украинские, и западные СМИ запестрели заголовками, что впервые в мире состоялась продажа недвижимости с использованием новейших интернет-технологий – криптовалюты и блокчейна. Этой недвижимостью оказалась небольшая квартира в Киеве, а ее продавцом – украино-американский бизнесмен Марк Гинзбург.
Продаже предшествовала долгая юридическая подготовка, ведь криптовалюты не признаны Национальным банком Украины, но операции с ними законодательно не запрещены. Сама сделка прошла в считанные секунды через смартфоны, несмотря на то, что продавец и покупатель находились в разных концах света и никогда друг друга не видели. Более того, за два месяца после продажи курс криптовалюты Etherеum, за которую была продана киевская квартира, вырос почти в два раза.
В интервью изданию "ГОРДОН" Марк Гинзбург рассказал, почему только блокчейн и криптовалюты избавят Украину от коррупционеров, рейдеров и "черных" нотариусов, а весь мир – от монополии банков; зачем его друзья-миллиардеры стремятся в Верховную Раду и почему Запад в реформировании Украины надеется не на политиков и чиновников, а только на новейшие интернет-технологии.
Справка "ГОРДОН". Криптовалюта – это, говоря очень упрощенно, виртуальная денежная единица. Она не контролируется ни одним банком, у нее нет купюр и банкнот, а все транзакции проводятся только в интернете и доступны в открытом виде. На данный момент в мире существует больше 2 тысяч криптовалют, самые популярные из них – Bitcoin (биткоин) и Ethereum (эфириум).
Блокчейн – это, простыми словами, публичный реестр или база данных, которая хранится одновременно на множестве компьютеров и содержит всю информацию о транзакциях той или иной криптовалюты.
Вы же понимаете, что сделка по продаже квартиры стоимостью $60 тыс. за криптовалюту – это точно не ради выгоды
– Итак, вы и есть тот самый миллиардер из Киева, который первым в мире продал недвижимость за криптовалюту.
– (Смеется). Да, тот самый. Несмотря на то, что в реализации сделки помогли Госагентство по вопросам электронного управления Украины и Министерство юстиции Украины, у меня нет иллюзий: государственные институты не заинтересованы в быстром продвижении и внедрении в страну криптовалюты и технологии блокчейн. Отсюда скептицизм в СМИ и интернете: мол, да ну, это междусобойчик ради пиара, они сами себе продали квартиру. Эта карта легко бьется.
– Тогда доставайте свой козырь и бейте.
– Обратите внимание на участников сделки. С одной стороны – продавец, то есть я, у которого имущества, недвижимости, земельных участков в Киеве на сотни миллионов. Вы же понимаете, что сделка по продаже квартиры стоимостью $60 тыс. за криптовалюту – это точно не ради выгоды. Это символический жест, чтобы продемонстрировать: в Украине есть люди, готовые использовать и популяризировать новейшие технологии.
С другой стороны – покупатель. Им стал Майкл Аррингтон, миллиардер, один из самых влиятельных и авторитетных людей в мире интернета, непререкаемый авторитет Силиконовой долины. В 2008 году журнал Time назвал его одним из наиболее влиятельных людей в мире, а журналы Forbes и Wired – включили в пятерку крупнейших бизнесменов США.
– И почему интернет-корифей выбрал именно Украину?
– Майкл Аррингтон никогда бы не ввязался в сомнительную сделку, особенно в городе Киеве, о существовании которого, подозреваю, раньше не догадывался. Что он слышал об Украине? Что здесь невероятная коррупция. И не впрягся бы, потому что для него и его компании репутационные риски – это буквальная потеря десятков миллионов.
2017 год, Мексика. Все участники первой в мире продажи недвижимости за криптовалюту с использованием полного цикла технологии блокчейн и смартконтракта: Наталья Караянева (глава агентства Propy, подготовившего сделку), Виталий Бутерин (основатель второй по популярности криптовалюты в мире Еthereum, за которую была продана киевская квартира), продавец Марк Гинзбург и покупатель Майкл Аррингтон. Фото: из личного архива Марка Гинзбурга
– Остается вопрос, кто и как будет наказывать декларантов с сомнительными доходами. Судя по последним событиям, ни Нацагентство по предотвращению коррупции во главе с Корчак, ни Генпрокуратура во главе с Луценко с этим не спешат.
Опять не верите? Считаете меня футурологом-оптимистом? Тогда попробуйте объяснить сегодняшним 12-летним, что такое освобожденный секретарь парткома и почему на крупнейших заводах и в солиднейших научных центрах это был второй по значимости человек после директора. Успехов вам, диалог будет непростым.
Кстати, год назад я начал финансировать стартап украинских молодых и очень талантливых разработчиков. Сначала он касался только мобильного банкинга, но постепенно функционал значительно расширился, и теперь мы практически построили финансовую социальную сеть, где работа с любым типом транзакций происходит не между счетами, а между реальными людьми. Приложение уже работает в украинской, русской, английской версиях, и тестовый вариант уже есть в AppStore – магазине приложений Apple.
Я не мечтательный теоретик блокчейна и новых технологий, а достаточно прагматичный практик, оставивший очень успешный девелоперский бизнес и полностью переключивший свои усилия, внимание и финансы на блокчейн и финтек (FinTech, финансовые технологии. – "ГОРДОН"). И делаю это именно в Украине, потому что верю в потенциал страны и талант ее молодежи. Я финансирую несколько десятков украинских стартапов и убежден, что о трех из них скоро будет говорить весь мир.