В начале 2019 года "ГОРДОН" опубликовал интервью с уроженцем Ливана, муфтием Духовного управления мусульман Украины Ахмед Тамимом. В беседе с корреспондентом издания шейх Тамим рассказал об угрозах развития исламских радикальных идей, а также подчеркнул, что "Украину последнее время пытаются превратить в плацдарм для вербовки в экстремистские группировки". Материал вызвал неожиданно острую негативную реакцию со стороны еще одного мусульманского сообщества – Духовного управления мусульман Украины "Умма" (араб. умма – община, нация; в исламе – религиозная община).
Редакция нашего издания обратилась к муфтию Духовного управления мусульман Украины "Умма" Саиду Исмагилову, чтобы разобраться в причинах конфликта, который, как оказалось, длится еще с начала 1990-х. В интервью "ГОРДОН" 40-летний уроженец Донецка, этнический татарин шейх Саид Исмагилов рассказал, почему в Украине нет и не может быть почвы для радикального исламизма, как Россия пытается навязать нашей стране свою модель государственно-религиозных отношений, о вербовке мусульман РФ для войны на Донбассе и присутствии там кадыровцев, о том, как сепаратизм на востоке можно было пресечь за 15 минут, будь на то воля Рината Ахметова и других представителей политической и бизнес-верхушки Донецкой и Луганской областей, а главное, что необходимо делать простым гражданам, чтобы приблизить победу в войне с российским агрессором.
Большинство мусульман Украины абсолютно не хотят принимать человека, назначенного из России. Особенно сейчас, в условиях тяжелой гибридной войны с РФ
– Очень удивила ваша резко негативная реакция на интервью с главой Духовного управления мусульман Украины шейхом Ахмедом Тамимом, опубликованное недавно в интернет-издании "ГОРДОН". На своей странице в Facebook вы прямо написали, что считаете заявления шейха Тамима "информационной атакой на национальные интересы" Украины накануне вручения томоса. Для меня совершенно неожиданным было такое противостояние внутри мусульманского сообщества Украины. Что происходит?
– К сожалению, немногие знают о мусульманской общине Украины, еще меньше – о процессах, которые происходят внутри общины, в том числе старых проблемах и конфликтах, которые очень сильно наболели. Эти конфликты редко выплескиваются за пределы общины и переходят в широкую публичную дискуссию, в первую очередь потому, что мусульман в Украине немного.
– Если не ошибаюсь, в Украине около двух миллионов мусульман, верно?
– До войны был приблизительно миллион, большинство мусульман проживают в теперь уже аннексированном Крыму и оккупированных районах Донбасса. В Крыму было до 400 тысяч мусульман, на Донбассе – до 200 тысяч. Фактически две трети мусульманской общины Украины жили в регионах, а не в центре.
Большие мусульманские общины есть в Харькове, Одессе, Запорожской и Херсонской областях. В Киеве большая и очень неоднородная община. Если в Крыму мусульмане – в основном крымские татары, а на Донбассе – татары – выходцы из Волго-Уральского региона, то есть более-менее моноэтничные общины, то Киев – это Вавилон: тут арабы, турки, афганцы, кавказцы, татары, крымские татары, украинцы, принявшие ислам, и так далее.
– Так почему интервью с Ахмедом Тамимом вызвало и у вас, и у части мусульманского сообщества такую жесткую и эмоциональную реакцию?
– Проблема, которая скрывается в недрах мусульманской общины Украины, очень старая и началась еще в 1992 году. Корни конфликта лежат в трех плоскостях.
Первая плоскость – богословская. Мусульманская община Украины неоднородна. Как у христиан есть православные, католики, греко-католики, протестанты, так и в мусульманском мире есть разные направления – сунниты, шииты и так далее. Мы представляем собой традиционных мусульман-суннитов. Нас большинство в Украине, почти две трети, в первую очередь это крымские татары, татары, мусульмане Кавказа, турки, арабы.
Упомянутый вами религиозный деятель представляет хабашитское направление в исламе. Это новое направление, возникшее в середине ХХ века в Эфиопии, это неорелигиозное течение, очень специфическое и не традиционное для мусульман Украины. Поэтому когда человек провозглашает себя главой украинских мусульман, но при этом исповедует не многовековую традицию, присущую мусульманам Украины, а новое и нетрадиционное направление, – понятно, люди не очень довольны и не понимают этого. Прежде всего, крымские татары, которые веками исповедовали здесь ислам и категорически не приняли этого так называемого главного муфтия, который не считается ни с ними, ни с их религиозной традицией. Это серьезные внутренние разногласия.
– Первую, богословскую, плоскость конфликта вы очертили. А вторая какая?
– В письме от 10 ноября 1992 года на имя председателя Совета по делам религий при Кабинете Министров Украины верховный муфтий РФ Талгат Таджуддин уведомляет, что главным по мусульманам в Украине им назначен Ахмед Тамим, и поэтому к нему почему-то все должны обращаться при основании новых мусульманских религиозных организаций.
Январь 2006 года, Москва, Кремль. Президент России Владимир Путин, верховный муфтий РФ Талгат Таджуддин и руководитель администрации президента РФ Сергей Собянин. Фото: ЕРА
В любом случае, неоспоримым фактом является то, что в 1991 году Ахмед Тамим был назначен из России Талгатом Таджуддином имамом-хатыбом киевской мусульманской общины, а в 1992 году – имамом-мухтасибом Главного мухтасибатского управления мусульман Украины. Мухтасибат – это как заграничный экзархат у христиан.
– Тот самый Талгат Таджуддин, который осенью прошлого года заявил, что решение Константинопольского патриархата о предоставлении автокефалии церкви Украины "противоречит божественному замыслу и чаяниям людей"? Вы тогда ему ответили, что "не дело муфтиев России давать оценки внутриукраинским вопросам".
– Да, а в 1992 году фактически руками Таджуддина из России было одобрено в уже независимую Украину назначить своего человека главным в мусульманской общине. И Ахмед Тамим, не стесняясь, так себя и позиционировал. Но большинство мусульман Украины абсолютно не хотят принимать человека, назначенного в свое время из России. Особенно сейчас, в условиях очень тяжелой гибридной войны с РФ, когда наша страна должна демонстрировать собственную зрелость и самостоятельность, в том числе и в духовных вопросах.
В Украине нет и не было так называемого исламского экстремизма
– Давайте все-таки различать довоенный и послевоенный периоды. До 2014 года многие граждане Украины были погружены в российскую информационную повестку и их не смущало тесное сотрудничество Киева и Москвы.
– Это вас ничего до 2014 года не смущало, а мусульман Украины очень сильно смущало еще с 1990-х. В эпоху Ельцина я учился в Московском исламском университете, тогда в России еще была относительная свобода, плюрализм мнений, политическая конкуренция и гражданские права. Но даже тогда в России была и культивировалась очень сильная исламофобия и открытая неприязнь к мусульманам, были скинхеды, погромы, аресты…
– Подозреваю, не последнюю роль в этом сыграли чеченские войны.
– Безусловно, после двух чеченских войн российская государственная машина очень сильно накатилась на мусульман, их религиозную жизнь не просто лишили самостоятельности, а сделали полностью подконтрольной ФСБ и другим спецслужбам. Мы это прекрасно видели и понимали: если российское влияние будет распространено и на Украину, наших мусульман тоже начнут прессовать и репрессировать формально за "религиозные взгляды", а на самом деле – за несогласие с официальной позицией власти. Собственно, это уже пятый год происходит в аннексированном Крыму.
Мы, мусульмане Украины, глядя на происходящее в России, очень не хотели подобной модели государственно-церковных отношений и в нашей стране. Потому что это означает, что жизнь общины будет контролироваться людьми, чьи интересы далеки от потребностей и интересов мусульман, а официальных религиозных деятелей будут назначать спецслужбы, как это происходит в РФ.
– И при чем здесь шейх Ахмед Тамим, возглавляющий в Украине вполне ощутимую мусульманскую общину?
– Этот религиозный деятель активно продвигает в Украине модель, сильно похожую на российскую модель государственно-религиозных отношений в отношении мусульман. Например, он предлагает озадачиться списками запрещенной литературы, в том числе религиозной, чтобы у государства была формальная зацепка для преследований за взгляды и так далее. Это красной нитью проходит во многих его интервью и публичных заявлениях.
Саид Исмагилов: "Если влияние РФ будет распространено на Украину, наших мусульман начнут репрессировать формально за "религиозные взгляды", а на самом деле – за несогласие с позицией власти". Фото: из личного архива Саида Исмагилова
Это внутрирелигиозная кухня, о которой хорошо осведомлены мусульмане Украины. Не просто осведомлены, но видят реальную угрозу. Мы не хотим, чтобы у нас в Украине внедрялась цензура и практиковались репрессии за религиозные взгляды по российскому образцу. Не хотим, чтобы религия стала жестко контролируемой государством, а государство использовало религиозные институции в своих интересах, как это делается в РФ. Если кто-то хочет быть главным, контролировать всех мусульман Украины, решать, что кому из мусульман можно, а что нельзя, – то в Украине это не пройдет. Ну мы же не Иран с его "Корпусом стражей иранской революции", где религиозные лидеры, используя госаппарат, давят неугодных, инакомыслящих и несогласных.
– Итак, первый конфликт и расхождение во взглядах лежит в богословской плоскости. Второй – в попытке навязать Украине российскую модель управления мусульманскими общинами. А третий?
– Если вы обратили внимание, ни я, ни другие мусульмане Украины никогда не педалировали тему экстремизма. Знаете, почему? Потому что в Украине нет и не было так называемого исламского экстремизма. Но данный религиозный деятель 27 лет подряд рассказывает, что в Украине полно исламских экстремистов и террористов! Помню, когда я был еще студентом Исламского университета, постоянно натыкался на его выступления и публикации на эту тему.
Я родился в Донецке, в татарской семье, и прекрасно помню, как в СССР вся религиозная жизнь мусульман Украины была в подполье. До независимости у нас считалось, что ни ислама, ни мусульман в Украине нет. Помню, как мы из рук в руки бережно передавали старое издание Корана, как пытались найти хоть какую-то книгу об исламе, как из поколения в поколение держались за свою веру и пытались ее сохранить.
Когда Украина стала независимой, мы получили возможность возрождать нашу религиозную традицию. Это праздник был! Вы не представляете, как радовались тысячи украинских мусульман, как крымские татары начали возвращаться в Крым, отстраивать мечети, собираться вместе молиться и возрождать свою культуру, в том числе религиозную традицию. И вдруг в Украине в начале 90-х появляется человек, который постоянно твердит, что люди, выжившие под советским гнетом, сплошь "террористы-экстремисты"!
Допустим, кто-то знает, чего не видим мы, мусульмане Украине. Но проходит 10 лет со дня независимости – нет никаких исламских террористов-экстремистов. Проходит 20 лет – нет исламского радикализма в Украине. Уже 27-й год пошел, война, Крым и Донбасс оккупированы, украинские мусульмане борются с российским агрессором и на фронте, и в тылу, нет никаких терактов, совершенных мусульманами с радикальными взглядами. Но человек все равно твердит и твердит: мол, в Украине полно исламских террористических группировок. При этом нет ни одного реального факта в подтверждение его слов. Мы уже шутим на эту тему: "Почему в Украине нет исламских экстремистов?" – "Потому что Ахмед Тамим с ними успешно борется!"
За что в Украине обыватель так не любит мусульман? Мы не сделали ничего плохого, наоборот, демонстрируем патриотизм даже в оккупации
– Все равно не понимаю, почему вас аж так задело интервью Ахмеда Тамима, если он озвучил вполне здравые вещи, например, "чтобы обезопасить страну от экстремистских течений, нужны три инструмента – образование, СМИ и закон". Иными словами, если в Украине и не было терактов на исламистской почве, это не значит, что такой угрозы не существует.
– Задевает потому, что подобные манипуляции очень сильно вредят репутации мусульман Украины! Задевает потому, что человек, называющий себя религиозным лидером мусульман, откровенно играет и манипулирует на страхах обывателей. Успешно манипулирует, надо сказать, достаточно посмотреть на результаты социологической службы Центра Разумкова за 2017 год. Из более чем двух тысяч респондентов в возрасте от 18 лет и старше негативно относятся к исламу 20%, хотя еще в 2000 году этот показатель составлял 13,7%. То есть идет устойчивая негативная тенденция.
Более того, если посмотрите данные о том, как люди в принципе относятся к религии, увидите, что хуже всего украинцы относятся – не поверите! – к мусульманам и исламу. Спрашивается: за что в Украине обыватель так не любит мусульман? За что, если мы не сделали ничего плохого, наоборот, всячески стараемся быть позитивной и конструктивной частью общества, демонстрируем патриотизм даже в оккупации, поддерживаем украинские национальные интересы. Так за что обыватель не любит мусульман?
– Но ведь у этих страхов есть вполне рациональное объяснение: Украина включена в глобальную информационную повестку, а в мировых СМИ постоянно появляются новости о терактах, особенно в западных странах...
– …где о мусульманах говорят как о террористах и экстремистах!
– Да, когда они совершают теракты. Давайте проговорим эти фобии, стереотипы и манипуляции с обывателем.
– Давайте! Я бы понимал, если бы эти фобии были у граждан Франции, где в 2015-м экстремисты расстреляли редакцию сатирического еженедельника "Шарли Эбдо". Но украинцы, которые веками живут рядом с мусульманами Украины и не видели от них никаких терактов, почему нас боятся?