Луценко: Когда мы на совещании разбирались по делу Гандзюк с МВД и СБУ, искры пошли буквально в первые же две минуты
По словам генерального прокурора Украины Юрия Луценко, в рамках расследования покушения на сотрудницу городского совета Херсона Екатерину Гандзюк есть два производства: первое – по исполнителям, его ведет полиция, второе – по заказчикам, его расследует Служба безопасности Украины.
Представители Министерства внутренних дел и Службы безопасности Украины нашли "нормальный рабочий компромисс" по расследованию дела о покушении на сотрудницу городского совета Херсона Екатерину Гандзюк, заявил в интервью "Цензор.НЕТ", опубликованном 11 сентября, генеральный прокурор Украины Юрий Луценко.
"Это полицейское дело. Но уже и дело Службы безопасности. Давайте напомним ситуацию: активисты и сама потерпевшая не доверяют полицейским. Когда я ее проведывал в больнице, Катя заявила, что хотела бы, чтобы дело вели в СБУ. И даже указала на нескольких офицеров, с которыми знакома и которым доверяет. Когда я вышел из больницы, то отправился в рабочую поездку в Полтаву. И если бы ничего не произошло, я бы подошел к компьютеру и передал бы дело в СБУ" – сказал Луценко.
По его словам, за это время полиция задержала ряд подозреваемых.
"Судя по всему, полиция сработала результативно. И тем не менее, сама Гандзюк и ее представители настаивали на том, чтобы именно Служба безопасности Украины устанавливала заказчика. Поэтому я принял решение зарегистрировать еще одно дело – о заказчике. И поручил его СБУ. Конечно, под процессуальном надзором ГПУ", – продолжил генпрокурор.
Он уточнил, что в связи с нападением на Гандзюк есть два производства.
"Да. Первое – по исполнителям, его ведет полиция, и к материалам этого дела у СБУ есть полный доступ. И второе дело – по заказчикам, его ведет СБУ. Прокурорская группа по этому делу при необходимости координирует их действия… Мы находились на стадии, когда из четырех задержанных в деле трое четко давали показания о своей роли в совершении преступления. Один из них покупал кислоту, выполнял покушение, и на его руках обнаружены следы химических ожогов. Химические вещества найдены; мы знаем, где их хранили, переливали и т. п. Ключевой вопрос касается того, кто организовывал и заказывал это дело. Организатора мы видим… От его ближайших показаний в СБУ зависит ответ, кто заказчик", – заявил Луценко.
Он добавил, что гордится тем, что за время его работы в ГПУ сумел не допустить войны ведомств – МВД, СБУ и ГПУ.
"Я на своей шкуре знаю, что это означает. И делаю все возможное, чтобы коллеги, на которых у меня есть законные механизмы влияния… работали, как единый механизм. Все необходимое для этого сделано. От совещаний до личных отношений. Означает ли это, что у нас нет трений? Безусловно, есть. Скажем, когда мы на внутреннем совещании разбирались по делу Гандзюк с представителями МВД и СБУ, искры пошли буквально в первые же две минуты. И так "искрило" минут 15. Потом нашли нормальный рабочий компромисс и пошли работать. И, я уверен, добьемся результата", – отметил Луценко.
Екатерину Гандзюк облили серной кислотой утром 31 июля 2018 года возле подъезда ее дома в Херсоне. Она получила химические ожоги более 30% тела, кислота попала на спину, голову, руку, а также в глаз. 1 августа ее доставили в Киев для дальнейшего лечения. Гандзюк уже перенесла несколько операций, впереди еще несколько хирургических вмешательств и долгий курс реабилитации.
Изначально херсонская полиция открыла уголовное производство по статье "хулиганство". Но позже, под давлением гражданского общества и адвокатов потерпевшей, дважды меняла квалификацию: сначала – на "умышленные тяжкие телесные повреждения, совершенные с целью запугивания потерпевшего", затем – на "покушение на убийство с особой жестокостью".
Четыре человека, которых подозревают в покушении на убийство Гандзюк, арестованы. Это предполагаемый организатор нападения Сергей Торбин, Виктор Горбунов, Владимир Васянович и Никита Грабчук, который, по версии следствия, облил серной кислотой Гандзюк. Пятый подозреваемый, Вячеслав Вишневский, отправлен под домашний арест.
Все пятеро являются участниками боевых действий на востоке Украины в составе добровольческих формирований. Торбин и Васянович награждены орденами "За мужество" III степени. 22 августа в Нацполиции заявили, что все, кроме Торбина, сознались в содеянном и сотрудничают со следствием.
В МВД Украины заявляли, что следствие рассматривает несколько версий инцидента, среди которых – служебная деятельность потерпевшей, активная гражданская позиция и бытовые конфликты.