Волох: Начни Генпрокуратура в 2014 году то, что она делает сейчас, – мы жили бы в другой стране
Масштабы нынешней работы украинских силовиков впечатляют, однако они могут не успеть переломить сложившееся у людей скептическое отношение к власти, отметил блогер Карл Волох.
Власти Украины действительно начали системную борьбу с коррупцией, однако многие уже убеждены, что нынешний "взрыв антикоррупционной деятельности правоохранителей" является "имитацией бурной деятельности", чтобы обмануть народ. Такое мнение высказал активист Общественного люстрационного комитета, блогер Карл Волох на своей странице в Facebook.
"Я категорически убежден: начни Генпрокуратура в 2014 году то, что она делает сейчас, – мы жили бы в другой стране по уровню доверия населения к власти и по успешности проводимых реформ (которые зачастую тормозятся именно коррупционными интересами элит). И разочарование, и обида людей на власть за падение уровня жизни (которое было объективно и неизбежно) могли бы хоть отчасти компенсироваться удовлетворением такого мощного у украинцев чувства справедливости, которое, собственно, и вывело людей на Майдан", – подчеркнул он.
Волох отметил, что в 2014 году убеждал людей из президентской команды в необходимости посадки коррупционеров и предлагал им список уголовных дел, расследование которых должно было стать первоочередной задачей власти.
"Вот увидите, – говорил тогда я. – Вы все равно придете к тому, что это делать необходимо. Тем более, что в ближайшие пару лет успехов в экономике точно не будет, а неизбежное повышение тарифов и не таких реформаторов сливало в канализацию. Но если вы упустите время, то что бы вы потом ни сделали, будет восприниматься обществом с абсолютным недоверием, критиковаться и высмеиваться (и это я еще не мог представить, что рыговские СМИ будут влиять на общественные настроения мощнейшим образом)". Но они (власть) тогда были на пике уверенности и самодовольства. И не посчитали такие перспективы реальными", – рассказал он.
Блогер добавил, что после провала работы силовиков при генпрокурорах Виталии Яреме и Викторе Шокине нынешний генеральный прокурор Юрий Луценко, директор Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) Артем Сытник и глава МВД Арсен Аваков многое делают для борьбы с коррупцией, но это уже не может переломить скепсис общества.
"Самое обидное, что в итоге, после нескольких лет издевательства над правоохранительной системой Яремой и Шокиным, серьезную работу все-таки пришлось начать. И масштабы того, что сейчас делает Луценко с Сытником и Аваковым, действительно впечатляют. А вот достаточно ли этого, чтобы переломить сложившееся у людей абсолютно скептическое отношение к готовности власти жить по закону и карать его нарушителей, особенно высокопоставленных, я не знаю. Надеюсь, что да – иначе все может обернуться совсем уже грустно", – отметил Волох.
Он добавил, что главной проблемой сегодня является элементарный некомплект судей в киевских судах и огромное количество расследованных дел, которые туда переданы на рассмотрение.
"По закону обвинение в госизмене экс-президента не имеет никаких преференций перед ДТП или кражей из супермаркета. При нынешних темпах мы получим приговоры в лучшем случае лет через пять... Решить быстро эту проблему в рамках Конституции и закона очень непросто. Тем более, когда идет реформа судебной системы и ее порядок оговорен законом. Но вопросом уже занимаются вплотную многие люди, включая президента и руководителей судебной системы. Думаю, в ближайшие вы услышите, как это произойдет", – подытожил блогер.
По итогам 2016 года Украина заняла 131-ю позицию в рейтинге восприятия коррупции, составленном Transparency International. В докладе отмечается, что за год Украина продемонстрировала минимальное улучшение индекса, что "может быть связано с запуском системы электронного декларирования".
По данным Луценко, в 2016 году Генпрокуратура передала в суд 1200 дел по коррупции. Но только 2% таких уголовных производств заканчиваются приговором суда, сообщил министр внутренних дел Украины Аваков.
На этой неделе Верховная Рада сняла неприкосновенность с четверых депутатов: Олеся Довгого (группа "Воля народа"), Максима Полякова ("Народный фронт"), Борислава Розенблата (Блок Петра Порошенко) и Михаила Добкина (Оппозиционный блок). Довгого и Добкина подозревают в незаконном выделении земли, Розенблата и Полякова – в получении взятки по так называемому янтарному делу.
Генпрокурор заявил, что это не последние представления о лишении неприкосновенности, поданные в парламент. "Многих депутатов будем считать по осени", – сказал он.