$41.37 €43.63
menu closed
menu open
weather +4 Киев
languages
Александр Соколовский
АЛЕКСАНДР СОКОЛОВСКИЙ

Основатель и глава группы компаний "Текстиль-Контакт"

Все материалы автора
Все материалы автора

В бюджете Украины всегда будет дефицит, пока те, кто сидит на госзакупках, знают главное "правило игры" – делись с начальством и никто тебя не тронет

Без личного примера первых лиц государства, начиная с президента и премьера, мэров и министров, порядок в системе государственных закупок Украины навести не удастся, считает основатель и глава группы компаний "Текстиль-Контакт" Александр Соколовский.

Да, мы оху…ли, и что вы нам сделаете? Так, видимо, думает беспечальный тендерный комитет в департаменте социальной политики КГГА.

В четверг я рассказал, как символично они провели эпический тендер на 1,3 млн грн по выбору подрядчика на... социологическое исследование отношения киевлян к их социальной службе! На котором умудрились из восьми предложений выбрать самого дорого подрядчика, а остальных (с ценами ниже в два-три раза!) по несущественным поводам снести, включая опытные профильные агентства.

А еще оказалось, что чудеса возможны – для победителя это был первый тендер, в котором он принимал участие, и сразу такая удача. И никакие жалобы Transparency International Ukraine и DoZorro в ГАСУ (Государственная аудиторская служба Украины) не помогли. Эта структура с огромными полномочиями исправно жрет огромные бюджетные деньги, но ее эффективность – ниже паровоза (в среднем 33 незначительных штрафа в год при очевидных злоупотреблениях на десятки миллиардов)! Вот и 1,3 млн на бредовую социологию уже благополучно освоены...

Теперь о том, почему я вдруг полистал историю тендеров этого воровского департамента. Похожая история в этом месяце случилась и с входящим в группу компаний "Текстиль-Контакт" предприятием "ТК – Домашний текстиль". Которое, являясь одним из крупнейших производителей отрасли, неожиданно проиграло по постельному белью компании с ценовым предложением в два раза выше. Причем победитель до этого ни разу не поставлял по госзакупкам текстильную продукцию, а наша компания только с 1 января 2018 года приняла участие в 774 тендерах и победила в 233-х. Кстати, цифра в 31% выигранных тендеров имеет тенденцию существенно уменьшаться с каждым годом. В 2015 году было более 50%. И данный пример показывает, что дело тут не в конкуренции, а в том, что решалы все более изобретательны и все меньше чего-то боятся.

Но это не помешало снести нас, с самым низким ценовым предложением, затем остальных участников, пока любители холода и экзотики из департамента не уткнулись в ООО "Гренландия". Поскольку замечания к нам были притянуты за уши и несущественны, пришлось обратиться в АМКУ. Там на днях оставили результат без изменения, хоть и отмели все замечания к нам, кроме, увы, одного. Причем мелкого и надуманного. Оказалось, что в составе тендерного предложения не было отдельной информации о сроке действия тендерного предложения. А АМКУ трактует, что каким бы абсурдным или формальным ни было требование заказчика, если ты его не выполнил, то заказчик может любое несущественное отклонение от своих многостраничных требований трактовать в свою пользу, признавая их существенными, а может при желании не заметить у "кого надо" хоть десяток крупных нарушений!

Скриншот: Александр Соколовский / Facebook Скриншот: Александр Соколовский / Facebook

А ведь основной принцип публичных закупок – это не набить карман откатами, а с максимальной экономией для бюджета, не ограничивая конкуренцию участников, закупить качественный товар, соответствующий заявленным требованиям. При этом всегда есть возможность уточнить и запросить дополнительную информацию. А в нашем случае уже то, что мы подали заявку, является подтверждением согласия со всеми условиями участия в тендере. И наличие дополнительной справки о сроке действия тендерного предложения ничего не дает. Но дает возможность украсть 406 тыс. грн! И это только одна из многочисленных закупок тендерного комитета этого департамента (глава тендерного комитета – замдиректора департамента Максим Бученко, как вам спится?).

Давно уже все говорят об унификации тендерной документации, уже два года, как вышла моя нашумевшая статья "Памятка коррупционеру, или Топ-25 способов, как обойти ProZorro", а результат – все осталось, как было, включая непринятый с 2018 года законопроект "Об изменениях к закону о публичных закупках". А зачем? В бюджете много лишних денег, все и так хорошо. Только все забывают, что это деньги из наших налогоплательщицких карманов... А за эти два года можно уже написать о 25 новых способах воровства бюджетных денег через тендеры. Только не буду, а то опять вместо борьбы со злом получается обмен опытом с коррупционерами.

Давно уже писал, что главная проблема не в законах или слабых полномочиях силовиков! Без политической воли руководства заказчиков контролировать своих закупщиков (а в Украине в системе госзакупок задействовано порядка 200 тыс. человек) не поможет ни один закон! А здесь все печально в большинстве случаев. Да, до 2014 года гостендеров без откатов не было в принципе. А потом появились зоны выборочной справедливости. Только с 2016 года их количество начало резко уменьшаться. И тут без личного примера первых лиц государства, начиная с президента и премьера, мэров и министров, порядок не навести. Если с самого верха и по всей вертикали не пойдет понятная (и жесткая по последствиям!) команда "не красть", то в госбюджете всегда будет дефицит.

А пока те, кто сидит на госзакупках, знают главное для них "правило игры" – делись с начальством и никто тебя не тронет, даже если попадешься. И никакая огласка их не пугает. Для меня последние иллюзии рассеялись, когда "Текстиль-Контакт" дважды пытался выиграть тендер на пошив штор в Мариинский дворец, а Государственное управление делами показательно вытерло о нас ноги и закупило продукцию у фирмы подруги главы ГУД вдвое дороже. И не помогла никакая огласка и даже то, что о конкретной истории удалось рассказать начальнику главы ГУД – президенту страны! Подумаешь, хотели сэкономить госбюджету жалких 4 млн...

Не будет толку без персональной ответственности! Не было, увы, еще случаев, чтобы при необоснованном отклонении поставщика хоть кого-то наказали за перерасход бюджетных средств! Не говорю уже о том, чтобы воров сажали – даже об увольнении речь не идет. Маленький пример. Первый же год работы DoZorro выявил 2680 тендеров с нарушениями (на сумму 15 млрд грн). Правоохранители в итоге возбудили 109 уголовных производств. Из них приговором в суде завершилось только три (причем два – поставщикам за подделку документации, а одно – заказчику за злоупотребления в виде условного срока).

Вернусь к нашей истории. Я понимаю, что решение по закупке принято. И никакой огласки и шума директор департамента Юрий Крикунов не боится. Но у него в КГГА есть руководство и интересно будет посмотреть на его реакцию. Ведь вполне еще можно потребовать, чтобы или не подписывали договор с "двойной ценой", или договор расторгнуть и объявить тендер заново. Если, конечно, есть потребность в данной продукции. А то мы часто сталкиваемся с волшебной ситуацией, когда чиновнику не дают украсть, вдруг резко предмет закупки становится неинтересным.

Вот такая типичная, увы, история. Сорри за много букв, но давно не писал о госзакупках, наболело...

Источник: Александр Соколовский / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.