Любая оплошность, а тем паче убежденность, что мы можем не только давать советы, но и критиковать украинцев, является неприемлемой.
Как вы знаете, я знаком с ощущениями, когда предметы твоей одежды приходят в негодность от контакта с яичным желтком или кетчупом. В путинской России, в вегетарианские времена, когда они еще хулиганили, а не сажали нас, я все это проходил. Поэтому могу только посочувствовать.
Но если выйти за рамки этой, так сказать, акции, за рамки таких действий, которые я не поддерживаю, то некоторые высказывания Шендеровича и, более того, повторения этих высказываний и глубокая убежденность, что он может сегодня вести "борьбу с украинским нацизмом" и указывать Украине на издержки священной войны, которую ведет украинский народ сегодня... Все это – контрпродуктивно (будем давать дипломатичные оценки).
На самом деле это большая проблема русских. Кто сомневается, проведите небольшой эксперимент. Используйте аналогию Второй мировой войны. Потому что ситуации похожи, Путин – новый Гитлер, нам это вроде понятно. Тем не менее у некоторых происходит затемнение мозгов, потому что не хочется проводить параллели и себя в эту ситуацию ставить.
Итак, представим себе: Стефан Цвейг в 1940 году начинает рассуждать о польском антисемитизме. Как это будет выглядеть? Находясь в эмиграции, знаменитый еврейский писатель, австрийский, размышляет, что вообще-то есть проблема польского антисемитизма. Представили?.. А теперь сделаем исторический экскурс не в Австрию или Германию, а в Советский Союз. И дадим оценку с точки зрения тех этических позиций, которые отстаивает Шендерович. Причем даже не один Виктор – группа людей, которая прониклась к нему симпатией: мол, вот мы сейчас заявим о себе!
Нет у вас права ничего заявлять! Нет права критиковать украинцев, пока российский фашизм зверствует на украинской земле! Более того, это право может и не появиться при нашей жизни – так тоже бывает. Да, неприятно. Но это тот исторический факт, с которым надо смириться.
Источник: Гарри Каспаров / Facebook