Возвращение Крыма: три необходимых шага.
Вернется ли Крым к Украине? Исторический опыт свидетельствует, что это возможно и даже неизбежно: после 40 лет Германия объединилась и смогла стать успешной. Но для достижения успеха на этом пути Украина должна действовать уже сейчас.
Часто за вопросом восстановления территориальной целостности Украины, в частности возвращения Крыма, мы забываем о более важном аспекте – правах крымскотатарского народа, коренной нации полуострова. Крымские татары составляют меньшинство населения, но нельзя лишить их права определять, в каких отношениях им быть с Украиной, Россией и миром.
Сегодня российская оккупационная власть сознательно уничтожает крымскотатарский народ. Это настоящий геноцид, это явление масштаба Холокоста или Голодомора. Поэтому первоочередная задача для Украины и всего мирового сообщества по Крыму – обеспечить право коренной нации на самоопределение. Также это уникальный шанс для Украины выступить в качестве субъекта, а не объекта международной политики, предложив свой путь мирного решения крымского вопроса.
Среди экспертов распространенной является позиция, что для Украины может сработать именно "немецкий сценарий". То есть достаточно быть успешными, как в советские времена Западная Германия по сравнению с Восточной (коммунистической), и Крым вернется сам. К сожалению, эта мысль ошибочна. Российская пропаганда навязала большинству крымчан миф о "возвращении домой". Ради этого "дома" они готовы терпеть любые лишения. Нам понадобится еще долгое время, чтобы убедить их в том, что на самом деле "домой" означает "в Украину".
Как сказал во время недавней публичной дискуссии в Киеве профессор Стэнфорда, бывший посол США в России Майкл Макфол, только те, кто хорошо знает Крым, могут предложить решение о его реинтеграции. Я знаком с ситуацией в Крыму еще с середины 1990-х годов и убежден, что единственным возможным путем является решение конфликта в плоскости международного права, но все решения должны обсуждаться и приниматься при участии представителей крымскотатарского сообщества.
По моему мнению, ключевыми для успешной реинтеграции Крыма должны стать три шага. Они должны быть инициированы Украиной и реализованы в сотрудничестве с мировым сообществом.
Первый шаг – внесение в украинскую Конституцию нормы, которая вводит в правовое поле такое понятие, как "крымскотатарская автономия", ведь как титульная нация она имеет на это право.
Поскольку в структуре населения полуострова крымские татары – это меньшинство, конституционно должно быть закреплено их обязательное пропорциональное представительство в органах государственной власти. Но их доля может быть больше, чем процент в структуре населения.
Ради достижения баланса интересов возможно введение для основных сообществ – крымских татар, украинцев и русских – права взаимного вето.
Второй шаг – демилитаризация Крыма. Как военный объект он всегда приносил России геополитические и экономические убытки из-за его невыгодного географического расположения. Он всегда был скорее "яблоком раздора", раздражителем для стратегических противников, чем реальным форпостом. История уже неоднократно это доказывала: когда Россия, отступая, топила свой флот, разрушала почти всю военную инфраструктуру.
Лучшая судьба для Крыма – полная демилитаризация. Только объединенные усилия мирового сообщества в виде санкций и давления на Россию на других внешнеполитических фронтах могут заставить ее пойти на компромисс в этом вопросе. Россия уже готовит пути отступления. В мире сегодня начала формироваться "цивилизационная коалиция", и слаженные действия ее стран-членов могут заставить даже путинский режим пойти на уступки.
Третий шаг – установление суверенитета Крыма под протекторатом Украины и России с участием третьей стороны, которой могла бы стать, например, Турция как влиятельный геополитический игрок региона. При применении такой модели суверенитет территории обеспечивается неделимым статусом на основе равенства государств – участников сделки.
Подобные решения не являются чем-то новым в мировой практике, установление суверенитета спорных территорий таким образом применялось в Европе как средство предотвращения длительных военных конфликтов с раннего Средневековья. Успешным историческим примером является Андорра, неуспешным – Кипр.
Среди других мер – разрешение двойного гражданства для жителей полуострова и три равноправных официальных языка. Для решения возможных экономических конфликтов между сторонами соглашения возможно введение свободной экономической зоны.
Многие считают, что вопрос Крыма невозможно решить до смены власти в России. Я убежден, что этот процесс необходимо начинать уже сейчас. Каждый день промедления – это разрушение оккупационными властями жизней крымских татар и украинцев Крыма. Однако мы должны понимать, что реализация такого сценария займет много времени.
Вопрос Крыма – не только политический, но и моральный, ценностный и цивилизационный. К сожалению, для большинства украинских политиков он сегодня не в приоритете, ведь население полуострова не голосует на украинских выборах, а крымские татары составляют мизерный процент избирателей в Украине. Поэтому если мы и дальше будем мыслить исключительно категориями следующих выборов, то рискуем потерять Крым навсегда, оставаясь объектом, а не субъектом международной политики.
Источник: "ГОРДОН"