Инцидент с захватом российскими пограничниками украинских военных кораблей в Черном море показал, что Москве нельзя доверять. Такое мнение высказал министр обороны Джеймс Мэттис, пишет Reuters.
Он напомнил, что между Украиной и Россией существует договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, положения которого РФ нарушила.
По словам Мэттиса, это означает: нельзя рассчитывать на то, что Россия будет придерживаться своего слова.
В соответствии со ст. 17 и 38 Конвенции ООН по морскому праву и ст. 2 Договора между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, военные корабли Украины пользуются свободой судоходства в Керченском проливе и Азовском море, следовательно, могут осуществлять проход через Керченский пролив в любое время при условии соблюдения безопасности судоходства.
25 ноября РФ обстреляла и захватила в Черном море катера украинских ВМС "Бердянск" и "Никополь", а также буксир "Яны Капу", которые собирались пройти через Керченский пролив в Азовское море. Из 24 захваченных украинцев трое получили ранения.
ФСБ возбудила против украинских военных уголовное дело по ч. 3 ст. 322 (незаконное пересечение государственной границы) Уголовного кодекса РФ. 27-го и 28 ноября "суды" в Керчи и Симферополе приняли решения взять под стражу всех украинских моряков.
Военная прокуратура Южного региона Украины сообщила о подозрении восьмерым военнослужащим РФ, причастным к захвату украинских кораблей, им вменяют статьи Уголовного кодекса "планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны" и "покушение на умышленное убийство".
США осудили действия России, назвав их проявлением агрессии, Евросоюз выразил обеспокоенность применением силы со стороны РФ. Заявления с требованием освободить украинских моряков опубликовали также НАТО и ОБСЕ.
В связи с обострением ситуации возле Керченского пролива 26 ноября Верховная Рада поддержала указ президента Украины Петра Порошенко о введении военного положения в 10 областях на 30 суток. Порошенко подписал закон 28 ноября.