В начале российской агрессии в Крыму армии не хватило политического волевого решения, чтобы дать отпор оккупантам. Такое мнение в эфире Skrypin.ua высказал начальник департамента патрульной полиции Евгений Жуков, в прошлом командир отдельной разведывательной десантной роты 79-й бригады ВСУ, заместитель комбата 79-й бригады.
"В Крыму находились бойцы, они были вооружены. Нужно было просто волевое решение. Надо было просто кому-то взять дрын в руку и сказать: "А ну, хлопчики, давайте вперед..." Мы уже на 1 марта стояли под Крымом. Мы уже вырыли эшелонированную оборону. Туда вышел первый батальон, туда вышла разведрота, туда вышли тыловые подразделения. Мы уже, в принципе, когда летал российский Ми-35 – вертолет... когда вертолет уже над нами летал, мы уже разворачивали гранатометы и уже целились в него. Летчики там очень быстро уходили от нас, потому что мы уже были настроены выполнять задачи", – рассказал он.
Жуков пояснил, что его подразделению отдали приказ выйти к Крыму и ждать приказа на выполнение боевой задачи.
"Сказали бы идти... Но приказа не было", – отметил он.
Бывший военный подчеркнул, что сразу понял, что это война с Россией.
"Самая первая рота у меня была вооружена. Я людей настраивал... Мы вышли на выполнение боевой задачи 1 марта. И то нам перекрывали КПП люди: "Куда вы едете? Воевать с Россией нельзя. Тра-та-та". И мы прорывались через КПП и выезжали на БТРах, потому что нужно было ехать туда. Разведгруппы мои выходили вообще туда по воде... В Крыму я не был, мы стояли на перешейке. Если бы шли русские, мы бы уже докладывали и стреляли", – подытожил он.
В ночь на 27 февраля 2014 года люди с оружием (как позже оказалось – российские силовики) захватили здания Верховного Совета и Совета министров Крыма в центральной части Симферополя, подняв над ними флаг России. 16 марта в Крыму прошел незаконный референдум, после которого Россия аннексировала полуостров.
По словам Сергея Пашинского, который во время аннексии был и.о. главы Администрации Президента, и.о. президента Александр Турчинов давал команду украинским военным в Крыму стрелять по российским военнослужащим, но они так и не выполнили приказ. По мнению Пашинского, это произошло потому, что многие военные в Крыму симпатизировали российской власти. "На 70% крымские части были укомплектованы крымчанами, а вы знаете настроения в Крыму. Они считали, что это историческая справедливость", – заявлял он.
По утверждениям Турчинова, в начале 2014 года Вооруженные силы Украины могли противопоставить России только две батальонно-тактические группы. Большинство украинских военнослужащих, сотрудников СБУ и МВД, которые во время аннексии находились на полуострове, по словам Турчинова, изменили присяге. "Для понимания ситуации: не предали свою страну из находившихся в Крыму 13 468 солдат и офицеров Вооруженных сил только 3990 (29,6%), из 10 936 работников МВД – только 88 человек (0,8%), из 1870 пограничников в Украину вернулись только 519 (27,7%), из 2240 работников СБУ – только 242 (10,8%), из 527 офицеров и прапорщиков Управления госохраны не предали Украину только 20 человек (3,8%)", – сказал Турчинов в начале 2017 года.