По его словам, сегодня фиксированный курс обеспечивает ценовую и финансовую стабильность, учитывая существенный разрыв между спросом и предложением на валютном рынке.
В декабре 2022 года и январе 2023-го НБУ продавал на межбанковской валютной бирже по $3 млрд в месяц. Но получение международной помощи позволило не только компенсировать эти расходы, но и нарастить резервы – до $29,9 млрд.
"Мы всегда говорили, что фиксация обменного курса – это временное решение. Мы остаемся сторонниками плавающего обменного курса, понятно, что в текущих условиях – "управляемо плавающего", и будем возвращаться к этому режиму, как только для этого будут предпосылки", – сказал Николайчук.
Он назвал три фактора, в случае выполнения которых курс будет "отпущен".
Первое – появление альтернативного фиксированному курсу номинального якоря для экономики. В условиях инфляционного таргетирования это показатель снижения инфляции, отметил представитель НБУ.
Второе – если снизится чувствительность рынка к ситуативным факторам, для этого Нацбанк старается сохранить и стимулировать так называемый навес ликвидности средств на счетах физических лиц.
Третья причина, по которой НБУ может отказаться от фиксированного курса, – это улучшение состояния валютного рынка, большая его сбалансированность.
"Также я бы еще сюда добавил восстановление статуса и действенности учетной ставки как основного монетарного инструмента", – добавил Николайчук.