Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко заявил, что прокуратура затребовала доступ к телефонным контактам двух журналистов, в том числе главного редактора программы "Схемы" Натальи Седлецкой, для получения минимума информации, необходимой для расследования дела о разглашении данных следствия. Об этом глава ГПУ сообщил 15 сентября в Киеве на "Ялтинской европейской стратегии" (YES), передает корреспондент "ГОРДОН".
"Свидетелями вероятного преступления были исключительно журналисты, собранные в НАБУ для неформальной беседы. Мы установили двух из них. Они, конечно, отказались давать показания. И я это полностью принимаю", – заявил он.
Генпрокурор подчеркнул, что журналисты не должны выдавать источники своей информации, и он не требует этого от них.
"Мы полностью защищаем права журналистов... Но у меня есть и другая обязанность – расследовать это дело и установить, кто в нарушение закона разгласил данные, которые унижают честь и достоинство другого украинского гражданина. В этой ситуации мне нужно только одно – когда это событие произошло. Ничего другого, только дата, когда. И мы спросили у мобильного оператора только одно – когда двое журналистов находились на территории НАБУ, которая обслуживается одной мобильной сотой. Больше ничего", – заверил он.
По словам Луценко, прокуратуре не нужны данные о разговорах или содержании смс журналистов.
"Нам нужна дата вероятного преступления. Баланс между нуждами следствия и защитой прав журналиста, по-моему, найден. Это минимальное вмешательство в зону приватности людей и журналистов. Это тот баланс, который нам нужен", – подчеркнул он.
Генпрокурор добавил, что других способов расследовать дело не существует, иначе он не давал бы разрешения на доступ к информации с телефонов журналистов.
3 сентября агентство "Українські новини" сообщило, что Печерский райсуд Киева предоставил ГПУ доступ к телефонным контактам Седлецкой за период с 19 июля 2016 года по 16 ноября 2017 года включительно.
4 сентября "Радіо Свобода" назвало получение доступа к телефонам журналистки грубым нарушением международных стандартов. Организация "Transparency International Украина" заявила, что решение суда является ангажированным и немотивированным. Также ситуацией обеспокоены в Евросоюзе и США.
Седлецкая заявляла, что расценивает решение суда как вмешательство в ее личную жизнь и попытку оказывать на нее давление из-за профессиональной деятельности. Она считает, что ГПУ хочет получить доступ к ее источникам информации, но, по ее словам, она общалась с ними по зашифрованным каналам, к которым прокуратура не сможет получить доступа.
5 сентября генпрокурор Юрий Луценко сообщил, что необходимость доступа к телефону Седлецкой вызвана ее отказом предоставлять информацию по делу о возможном разглашении государственной тайны и данных досудебного следствия директором НАБУ Артемом Сытником.
В ГПУ заявили, что телефонные разговоры Седлецкой прослушивать не будут, следствие интересуют дата, время и геолокация контактов.
По данным следствия, разговор Артема Сытника с рядом украинских журналистов не под запись состоялся в Киеве в мае 2017 года. Директор НАБУ заявлял, что не разглашал ни государственной тайны, ни тайны следствия.
Седлецкая обжаловала решение суда о доступе к данным ее телефона.