$39.57 €42.12
menu closed
menu open
weather +12 Киев

Луценко заявил нардепам, что без данных геолокации телефонов журналистов невозможно предъявить Сытнику подозрение

Луценко заявил нардепам, что без данных геолокации телефонов журналистов невозможно предъявить Сытнику подозрение Генпрокуратура собирается до 18 сентября установить дату встречи Сытника с журналистами
Фото: Генеральна прокуратура України / Facebook

Поскольку журналистки Наталья Седлецкая и Кристина Бердинских отказались давать показания о беседе с директором НАБУ Артемом Сытником, только информация от мобильного оператора поможет установить дату встречи, что необходимо для составления подозрения. Об этом рассказал генпрокурор Юрий Луценко.

Генеральная прокуратура Украины уточнила запрос о предоставлении мобильными операторами данных о звонках, смс и геолокации телефонов журналисток Натальи Седлецкой и Кристины Бердинских, теперь следователи просят только данные о дате и времени их пребывания в районе офисов Национального антикоррупционного бюро. Как пояснил 5 сентября глава ГПУ Юрий Луценко на встрече с группой народных депутатов Украины, без этих сведений невозможно составить подозрение руководителю НАБУ Артему Сытнику по делу о разглашении государственной тайны и тайны следствия.

Депутат от Блока Петра Порошенко Ольга Червакова опубликовала в Facebook копию письма об уточнении запроса данных, которое старший следователь ГПУ Руслан Ижук направил 4 сентября в компанию "Киевстар".

В разговоре с нардепами Луценко согласился, что получение информации обо всем трафике за 17 месяцев стало бы чрезмерным вмешательством в профессиональную и частную жизнь журналистов.

"Генпрокурор дал гарантию, что никто не будет злоупотреблять информацией, полученной в результате санкции суда, а также что вмешательство в частное и профессиональное пространство журналистов будет минимальным. Он несколько раз назвал такое вмешательство вынужденной мерой", – отметила Червакова.

Постановление суда о снятии информации действует до 18 сентября. Депутат Рады от "Самопомочі" Елена Сотник на своей странице в Facebook выразила беспокойство, что "в пределах срока действия постановления следователи получат доступ ко всей информации с использованием средств связи".

"Для меня вся эта ситуация выглядит, мягко говоря, притянутой за уши. Ограничения любых прав и свобод должны обосновываться в том числе соразмерностью доступа и объемов информации. Я убедительных аргументов от прокуроров не услышала", – написала Сотник.

На встрече с генеральным прокурором также присутствовали Алексей Рябчин ("Батьківщина"), Виктория Сюмар ("Народный фронт"), Мустафа Найем и Светлана Залищук (оба – Блок Петра Порошенко).

3 сентября агентство "Українські новини" сообщило, что Печерский райсуд Киева разрешил ГПУ доступ к телефонным контактам Седлецкой за период с 19 июля 2016 года по 16 ноября 2017 года включительно. Доступ получен в связи с расследованием дела о возможном разглашении государственной тайны и данных досудебного следствия директором НАБУ Сытником.

4 сентября "Радіо Свобода" охарактеризовало получение доступа к телефонам журналистки как грубое нарушение международных стандартов. "Transparency International Украина" назвала решение суда ангажированным и немотивированным.

Сама Седлецкая 4 сентября заявила, что следователи получили доступ к ее данным личного характера, которые не имеют отношения к делу, где она фигурирует в качестве свидетеля. По ее словам, общение с источниками информации происходит по защищенным каналам, а не с помощью звонков или смс.

В декабре 2017 года Седлецкую вызывали на допрос в Генеральную прокуратуру по делу, в котором фигурирует Сытник. Она написала в Facebook, что указала следователю на прямую норму Уголовного процессуального кодекса, согласно которой журналистов не могут допрашивать как свидетелей о сведениях, которые содержат конфиденциальную информацию профессионального характера, предоставленную при условии неразглашения авторства или источника информации.

5 сентября в ГПУ сообщили, что суд также предоставил доступ к локализации телефонных соединений журналистки Бердинских за 17 месяцев.

По данным следствия, разговор Артема Сытника с рядом украинских журналистов не под запись состоялся в Киеве в мае 2017 года. Директор НАБУ заявлял, что не разглашал ни государственной тайны, ни тайны следствия.