Если в ближайшее время не будут объявлены подозрения новым фигурантам дела об убийстве херсонской активистки Екатерины Гандзюк, Генеральная прокуратура Украины обязана обратиться в суд с просьбой отменить приговоры, вынесенные пятерым осужденным исполнителям преступления, и вернуть дело на дальнейшее рассмотрение. Об этом изданию "ГОРДОН" сказал адвокат Маси Найем, комментируя заявление спикера ГПУ Андрея Лысенко о том, что у прокуратуры нет доказательств причастности к заказу нападения на Гандзюк экс-главы Херсонской облгосадминистрации Андрея Гордеева и его бывшего заместителя Евгения Рищука.
"ГПУ не может говорить, что у нее есть или нет доказательств в отношении лиц, которым не объявлено подозрение. Это изначально значит, что если доказательства есть, они раскроют тайну досудебного расследования. А если их нет – это тоже плохо. Потому что сделка со следствием, на которую пошли осужденные лица, предполагала получение доказательств, которые укажут на заказчиков. Может, конечно, это не Гордеев и не Рищук. Но если в ближайшее время не будет новых подозрений, ГПУ обязана попросить суд отменить уже вынесенные приговоры и вернуть дело на дорассмотрение. Если мы не увидим объявления новых подозрений, значит, уже осужденные лица получили сроки меньше, чем должны были. Ведь получается, что они не выполнили свою часть обязательств в рамках сделки. В таком случае – получайте от семи до 10 лет", – отметил адвокат.
По его словам, активисты не оставят без внимания ход расследования, пока не появится информация о заказчиках нападения.
"Пока план действий такой: мы ждем день – два. На сколько хватит терпения. Если ГПУ опять скажет: "Ребята, сорян, но мы ничего не можем сделать, всем пока", – то это возвращает нас к вопросу о возможном сливе дела. Это неправильно, поэтому мы будем поднимать тему снова и снова, пока не услышим ответов. Вопрос в том, дадут ли пятеро организаторов убийства информацию о заказчиках, и если дадут – использует ли ее Генпрокуратура? Ведь не исключено, что осужденные могут указать на того же Рищука или Гордеева. Шансы, что все будет нормально есть, но как будет в реальности – посмотрим. Возможную смену главы ГПУ в контексте расследования этого дела я рассматриваю, скорее, позитивно", – резюмировал Найем.
Гандзюк облили серной кислотой утром 31 июля 2018 года возле подъезда ее дома в Херсоне. Она получила химические ожоги более 30% тела, кислота попала на спину, голову, руку, а также в глаз. 4 ноября активистка умерла.
По подозрению в совершении преступления арестовали бывшего помощника народного депутата от Блока Петра Порошенко Николая Паламарчука Игоря Павловского, а также участников АТО Сергея Торбина, Владимира Васяновича, Вячеслава Вишневского, Виктора Горбунова и Никиту Грабчука. Еще один подозреваемый, Алексей Левин, заочно арестован, по предварительной информации, он скрывается в Доминиканской Республике. Генпрокурор Украины Юрий Луценко называл его ключевым фигурантом дела.
Согласно схеме, которую продемонстрировал 11 февраля Луценко, глава Херсонского облсовета Владислав Мангер заказал и частично оплатил нападение на Гандзюк.
В начале апреля Торбину, Вишневскому, Горбунову, Васяновичу и Грабчуку изменили подозрение с участия в убийстве на умышленное нанесение тяжких телесных повреждений. Они признали вину и пошли на сделку со следствием.
Павловскому теперь инкриминируют не организацию убийства, а сокрытие преступления, что предусматривает более мягкое наказание. Мангеру подозрение изменили с заказа убийства на заказ избиения. Чиновник находится на свободе.
Имена Гордеева и Рищука также называли активисты и родственники Гандзюк в связи с их возможной причастностью к заказу убийства активистки.
6 июня суд приговорил Торбина к шести с половиной годам лишения свободы, Грабчука – к шести годам, Васяновича и Вишневского – к четырем годам, Горбунова – к трем годам тюрьмы.
Сегодня под зданием ГПУ собрались активисты с требованием объявить подозрения заказчикам убийства Гандзюк. Они держали плакаты с именами Гордеева и Рищука.