В интервью Голубовская рассказала, что после катастрофы врачи ожидают вспышек инфекционных заболеваний на пострадавших территориях. Поначалу, по ее словам, это будут заболевания с коротким инкубационным периодом, в частности острые кишечные, а далее – болезни с более длительным инкубационным периодом, такие как гепатит А и Е, еще позже – болезни, передающиеся через укусы насекомых.
В ходе беседы журналистка спросила о холере – 13 июня Госэкоинспекция заявила об обнаружении холерной палочки на затопленных территориях, но позже ведомство опровергло информацию, а в Минздраве объяснили, что при эпидемическом мониторинге водоемов периодически обнаруживаются холерные вибрионы – как связанные с подтоплением, так и не связанные.
Сейчас, по информации Минздрава, вибрионов холеры, способных вызвать вспышку инфекционных заболеваний, не зарегистрировано, "но настороженность есть".
Голубовская пояснила, что пандемия холеры не закончилась с 1960-х годов прошлого века и периодически вспышки заболевания возникают до сих пор.
"Холера – это заболевание, которое регламентируется международными медико-санитарными правилами, то есть отслеживает весь мир, где вспышки холеры. Она имеет значение для международного распространения... Это очень тяжелое, быстро распространяющееся, смертельное заболевание, которое требует огромных ресурсов. Огромнейших ресурсов. А ресурсы ограничены в такой катастрофе. Мы же видели уже при COVID-19 генеральную репетицию, мы уже прошли, что не хватало ни персонала, ничего. Это же с неба тоже не падает, все это надо учитывать", – добавила она.
Голубовская подчеркнула, что у нее нет данных о том, что в Украине сейчас есть вакцины от холеры. Она рассказала, что это заболевание, в отличие от других кишечных инфекций, не сопровождается повышением температуры тела и болями в животе.
"Холера не сопровождается повышением температуры тела от слова "совершенно". Это заболевание тяжелейшее. Такое заболевание протекает с нормальной температурой тела, а если быстро обезвоживание развивается – даже с субнормальной температурой тела. И болей в животе никаких нет. Потому что действие вот этого токсина – холерогена – оно не основывается на поражении стенки кишечника, а основывается только на ферментных там взаимодействиях, которые повышают секрецию воды из нашего сосудистого русла в кишечник. То есть вода из сосудистого русла уходит и выходит. Поэтому, если у человека вдруг на ровном месте возникла рвота без тошноты, без ничего: вот – раз! – и рвота возникла... И эти больные с холерой – их даже когда смотрим, мы не садимся рядом, а садимся как-то так, чтобы, если начнется рвота, чтобы это на доктора не попало, потому что нет практически предшествующей тошноты. И огромное количество рвотных масс. И потом диарейный синдром обильнейший", – описала она.
Эпидемиолог акцентировала внимание на необходимости раннего диагностирования таких заболеваний и подчеркнула, что ответственность пациента – "вовремя обратиться" к врачу.
Лихорадка Западного Нила – одно из заболеваний, вспышки которых могут произойти из-за подрыва Каховской ГЭС. Эта болезнь плохо диагностируется, но встречается на нашей территории – Голубовская. Читайте полный текст интервью