По данным следствия, бывший начальник отдела оперативного реагирования Бердянского порта после оккупации города пошел на сотрудничество с агрессором. За это оккупационный "мэр" Бердянска Александр Сауленко подал его кандидатуру на должность руководителя захваченного объекта.
После назначения он приступил к выполнению указаний Кремля относительно передачи всего имущества украинского порта на баланс местной оккупационной администрации России.
"Псевдоруководитель добровольно оказывал врагу помощь в налаживании работы морского порта в пользу страны-агрессора, организовал инвентаризацию имущества портового хозяйства с последующей передачей в собственность врага принадлежащих Украине материальных ценностей – буксиров, портовых кранов, автопогрузчиков, автомобильной грузовой техники", – сообщил Офис генпрокурора Украины в Facebook.
Но основной его задачей, подчеркнула СБУ, было содействие захватчикам в массовом вывозе украинского зерна с территории южного региона в Россию. Под его руководством, по данным следователей, с июня 2022 года из захваченного морпорта россияне переправили в Россию почти 150 тыс. тонн пшеницы на общую сумму более $30 млн.
Для транспортировки агропродукции задействовались морские суда "Сормовский-48" и "Жибек Жолы". На рейдах их сопровождали боевые корабли Черноморского флота России.
Суд признал мужчину виновным по ч. 1 ст. 111-2 Уголовного кодекса Украины (пособничество государству-агрессору) и назначил ему 10 лет заключения с конфискацией имущества. Поскольку обвиняемый скрывается на временно оккупированной части Запорожской области, начало срока отбывания наказания будет считаться со дня его задержания.
Оккупационного руководителя Бердянского морского порта зовут Владимир Стельмаченко, о нем подробно писало издание "Порти України". До полномасштабного вторжения России он был членом общественной организации "Общество содействия обороне Украины", волонтером, помогал "Азову". В частности, по информации издания, он неоднократно участвовал в учениях "Азова" по тактической и снайперской стрельбе на полигонах в Запорожской и Донецкой областях.