"Есть правила и обычаи войны, установленные международными конвенциями. Нельзя по гражданским стрелять, например. И также установлены правила, что делать с пленными. Правила содержания пленных несколько лучше, чем правила содержания преступников. Риск очень серьезный. Потому что украинцы справедливо этого не понимают. Но Украина по сей день демонстрирует всему миру, что мы ведем войну цивилизованно. Мы соблюдаем все международные нормы и правила, несмотря на то, что воюем с диким варваром", – сказала она.
По словам Маляр, созданием системы обмена пленными занималось Минобороны, но помогали и другие ведомства.
"Чтобы было понятно: до большого вторжения несколько силовых ведомств конкурировали между собой и занимались обменом. И, если честно говорить, между сторонами были "джентльменские договоренности", как в криминальном мире. И на них не распространялись никакие нормы и правила. Слава богу, что и так удавалось освободить наших людей, поэтому не в смысле критики это сказано, а в смысле того, что не была построена четкая, прозрачная система. И здесь важно, чтобы был прописан нормативно путь пленного с момента, когда его захватили в плен: его нужно доставить в соответствующий пункт, где будет проведена предварительная работа, после этого специальные лагеря для них создаются, и с ними должны отработать правоохранительные органы. Все равно не выходит так, чтобы одно ведомство этим занималось", – рассказала Маляр.
Она напомнила, что сейчас создан и работает Координационный штаб по вопросам обращения с военнопленными и там идет постоянный обмен информацией. По ее словам, часто люди думают, что среди пленных кто-то "в приоритете", чтобы быть обмененным в первую очередь.
"Я много раз встречалась с родственниками пленных, и они всегда думают, что кого-то обменяли, потому что кто-то договорился. Но сейчас мы все делаем по нормам международного права, через Красный Крест проходят списки. Они являются посредниками. И не мы передаем запрос, а международная организация. Россияне определяют, в каком порядке и кого будут отдавать", – сказала Маляр.