Украина обратилась в суд 26 февраля 2022 года с иском против России из-за того, что РФ манипулировала конвенцией – она оправдывала полномасштабное вторжение тем, что Украина якобы совершала геноцид на Донбассе.
Украинская сторона попросила суд, в частности, признать, что нет достоверных доказательств геноцида на Донбассе, признать полномасштабное нападение России на Украину нарушением конвенции о геноциде, а также признать, что Россия нарушила конвенцию, признавая независимость "ЛДНР".
Российские чиновники настаивали, что слова президента страны-агрессора Владимира Путина о геноциде – "риторический оборот", который не опирается на определение международного права. Также РФ пыталась доказать, что с правовой точки зрения у суда ООН нет юрисдикции рассматривать этот иск Украины.
В результате суд согласился рассматривать по сути только первое требование: о том, что Украина не совершала геноцид на Донбассе. Что касается других требований, то суд решил, что нет соответствующей юрисдикции для их рассмотрения.
Юрист и журналист "Бабеля" Оксана Коваленко объясняет, что теперь украинская делегация будет вынуждена доказывать, что Украина не нарушала конвенцию, что фактически делает дело против РФ делом против Украины.
Агент Украины в Международном суде ООН Антон Кориневич считает, что доказать, что геноцида не было, будет легко.
"Такое декларативное решение суда будет очень ценным для нас. Потому что оно берется на транспарант, и мы говорим: "Смотрите, Россия говорила о геноциде как поводе для агрессии, а геноцида не было. То есть Россия лжет". Это может понадобиться в других международных судах, в частности, для будущего спецтрибунала по агрессии", – говорит он.
Кориневич добавляет, что сам иск Украины был креативным и многие юристы-международники в мире поддерживали такой подход, но суд избрал консервативный подход.
Он отметил, что есть еще один немаловажный момент. Поскольку дело переходит к рассмотрению по существу, действующим остается приказ о временных мерах – Россия должна немедленно прекратить все военные действия на территории Украины.
"То есть каждый день она будет нарушать приказ. Это может быть неплохим основанием для репараций. Его бы сняли, если бы дело не пошло на рассмотрение по существу", – заключает он.